Минусинская Мђра Пятница, 17.05.2024, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум на Минусинской Мере » Наши корни » А царь - то голый
А царь - то голый
МстиславДата: Вторник, 04.02.2014, 12:41 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4322
Репутация: 0
Статус: Offline
А царь-то голый. Как выставка «Романовы» невзначай разоблачает монархию



На фоне лазурного неба выстроились в ряд цари династии Романовых, предводители воинства небесного. В закутке по соседству – стенд с историей Степана Разина и крупной надписью «казнь на Болотной площади», подсвеченный снизу зловещей красной лампочкойкак в детском спектакле, когда надо изобразить явление бесов.Те же лазурь и золотистые блёстки сопровождают напечатанные на холсте портреты Романовых, та же красная лампочка – декабристов в компании с «масонами», а также «террористов»-эсеров, Ленина и Троцкого.

Итак, в Манеже проходит выставка «Православная Русь — к Дню народного единства. Моя история. Романовы», организованная Патриаршим советом по культуре и Правительством Москвы при поддержке Министерства культуры, компании «Роснефть», Российского военно-исторического общества и организации «Романовский юбилей». Экспозиция посвящена 400-летию Дома Романовых, как и ряд других мероприятий юбилейного года.
Логика «Романовых» настолько консервативна и антиисторична, что становится пародией на консерватизм. Общество и история, согласно выставке, организованы иерархически сверху вниз. В России, ввергнутой во смуту, появляются Романовы, словно спущенные с небес в своём величии, и ведут страну к процветанию. Дальнейшая история – это поле битвы порядка (националистического, русского, православного, династического) с заговорами и хаосом (декабристами, большевиками, масонами, бунтарями). Два ряда персонажей, ряд небесный и ряд адский, жестко отделены от друга и никогда не перемешиваются, не вступают ни в какие диалектические отношения, пока не происходит катастрофа, две революции 1917 года. Эманации добра и справедливости в этой логике идут сверху вниз, как в неоплатонизме, и никакого позитивного низового действия – ни Земского собора для утверждения Романовых, ни движущих историю вперёд протестов, – нет и быть не может. Всякое множество в этой логике лишь представляет высшее единое – это перевёртыш гоббсовской модели, где суверен, единое, представляет народ. Например, по всей выставке развешены цитаты «великих людей» (мёртвых белых мужчин и Владимира Путина), где разные авторы, и Чехов, и Наполеон, и Гегель, и Путин наравне представляют одну Истину царизма, Истину сильной власти.

В чём феномен популярности этой выставки, откуда взялись огромные очереди? Можно спекулировать о запросе населения на стабильность, сильную руку, государственную идеологию. Но эти слова, как и всегда, ничего объясняют. Чтобы выставка начала пользоваться популярностью, необходимо выстроить сеть, в которую будет пойман именно тот аспект сознания населения, который нужен строителям сети. Эта сеть создаётся огромными вливаниями финансов – в организацию бесплатного входа, в рекламу на телевидении и в метро, в задействование административного ресурса: плакаты о выставке висят чуть ли не в каждом вагоне и не на каждом эскалаторе, о ней говорят на федеральных каналах и упоминают священники на проповедях. В насаждении популярности «Романовых» действует та самая иерархия сверху вниз, которая узаконивается экспозицией как единственно верная. О насильственном характере этой иерархии можно судить, например, по тому, что сотрудникам одного из отделов «Манежа» за несколько дней до открытия выставки было выслано письмо с приказом в течение дня или съехать, или уплотниться, чтобы освободить больше пространства для экспозиции.

Выставка не скрывает своей амбиции представить симфонию государства и церкви как основу российской идеологии при Романовых и предложить её как вариант для сегодняшнего развития страны. Однако в этом единстве есть куда более прозаичная сторона, демистифицирующая первые две, – капитал.  На выставке его откровенно репрезентирует «Роснефть» – канистра с логотипом компании фигурирует в экспозиции как один из фетишей власти. Недаром дорогая и грубая зрелищность экспозиции оставляет впечатление промо-выставки. Дизайн и планировку «Романовых» по заказу Патриаршего совета произвела Smartgroup — группа компаний, занимающихся торговыми выставками, стендами и оформлением магазинов. Как гласит текст на их сайте: «Наша миссия — это объединение наших клиентов и их целевых аудиторий посредством выставочных экспозиций и торговых залов». Типичный для нашего времени симбиоз капиталистического цинизма и пафоса. Показательно, что именно такая промо-выставка оформляется как благотворительность, как дар населению: бесплатный вход якобы исключает её из мира, в котором за всё надо платить. Так работает идеология – как нечто будто бы внешнее по отношению к экономике, но на самом деле служащее её необходимым стимулирующим звеном: крепче веришь – больше работаешь.

Впрочем, это всё не ново, – никакой большей истинности, большей тайны в царизме до 1917 года не содержалось. Празднование 300-летия Романовых тоже имело родство с эстетикой международных выставок, тогдашних оплотов международного капитализма. Например, в Костроме в 1913 году была открыта «сельскохозяйственная, кустарная и промышленная выставка с общественно-культурным отделом», экспозиции павильонов которой рассказывали о расцвете экономики и культуры Костромской губернии. Так что дутый пафос «Романовых» можно воспринимать не только как симптом нынешнего дня, но и как возможность ощутить фальшь и цинизм того «настоящего» царизма, который через толщу времени может показаться сегодня чем-то романтическим.
 
Форум » Форум на Минусинской Мере » Наши корни » А царь - то голый
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz