Владимир Путин возглавил правительство России в августе 1999 года – месяце, пришедшемся аккурат на середину между двумя кризисами, кризисом прошлым и кризисом будущим. Про кризис августа 1998 все уже сказано и без нас. Потому поговорим о кризисе будущем, который грозил стать гораздо более разрушительным, чем август 1998. О чем речь? А о том, что Чечня, согласно Хасавюртовским соглашениям имела т.н. «отложенный статус» и согласно все тем же соглашением переговоры о статусе Чечни – т.е. фактически переговоры о юридическом оформлении выхода Чечни из состава России – были назначены на лето 2000 года. Новая военная компания в Чечне означала фактический отказ федеральных властей России от предстоящих переговоров.
Т.е. фактически российская власть подобным образом сохраняла территориальную целостность страны. Ибо начать новую военную компанию в 2000 году означало бы перед всем миром признаться в том,что она начата для того, чтоб сорвать, обессмыслить предстоящие в середине года переговоры о независимости Чечни и ее выходе из состава Росии.
Здесь стоит особо отметить, что само по себе начало подобных переговоров (тем более с возможностью будущего выхода Чечни из состава России) с точки зрения истории (да и не только ее) были весьма печальным завершением 9-летнего президенства Ельцина и потому были мало приемлимы для него. Собственно говоря в той же мере они были не нужны и новому президенту – Путину - ибо тогда роль лидера страны, который допустил выход из ее состава Чечни доставалась ему. Т.е. оба президента - и уходящий и будущий были равно заинтересованы в том, чтоб переговоры о выходе чечени из состава России не состоялись.
Но более всех - как это ни странно звучит на первый взгляд - в этом была заинтересована сама Россия, ее народ. Ибо выход Чечни из состава страны (а именно таким скорее всего был бы итог данных переговоров ибо на меньшее, т.е. на фактическую независмость чеченская сторона была бы несогласна, ибо уже обладала таковой к началу переговоров) абсолютно четко породил бы мощные сепаратистские тенденции практически во всех национальных республиках России и прежде всего - кавказских.
А способы достижения независмости уже были бы ясны и отработаны в Чечне - теракты, захват сотен заложников и по итогам выхода Чечни Россия бы в скором времени получила бы не одну, а несколько гражданских войн, которые вряд ли бы вынесла.
Более того, наверняка часть властной элиты национальных республик так же бы либо полностью поддержала идею собственной независимости либо бы по полной использовала ее как аргумент в торге с федеральным центром, добиваясь независимости фактической, что тоже - если учесть количество национальных республик в составе России, а уж от этого рычага давления на федеральный центр вряд ли кто-нибудь из них отказался - было не так уж далеко от фактического развала страны.
Тем более никто еще не забыл занявший всего 6 лет развал одной из двух мировых сверхдержав - СССР и разбег его составных частей, еще не так давно казавшихся единым и неделимым целым, по национальным квартирам.
Вне всякого сомнения такое развитие событий привело бы к огромным жертвам, фактически к повторению Чечни, но только в увеличенном на порядок масштабе. И политики выбрали меньшее из зол - сорвать переговоры, начав новую военную компанию. Да, она привела к новым тысячам погибших в Чечне солдат, новым тысячам жертв ужасных терактов, новым тысячам жертв среди мирного населения чечни. Но альтернатива была значительно страшнее.
Альтернатива – полноценная гражданская война, причем война где водораздел пролегает по национальму и религиозному признаку. А такие войны – самые жестокие, их труднее всего остановить и раны после них труднее всего затягиваются (если затягиваются вообще).
Случись такая война – и России не сумела бы воспользоваться высоких цен на сырье. Не случился бы рост экономики. Зато случились бы – сотни тысяч, если не миллионы человеческих жертв, миллионы беженцев и вынужденных переселенцев, огромные военные расходы, требующие огромных налогов, которые задавили бы и без того дышащую на ладан экономику.
На наше счастье это весьма вероятное (на ситуацию середины 1999г.) будущее не состоялось. Не состоялось усилиями премьера, а затем президента Владимира Путина. Не верите? Еше раз напомню про СССР, всего за 6 лет прошедший путь от одной из двух мировых сверхдержав к полному распаду. А теперь сравните СССР образца 1985 года и Россию середины 1999. Доходчиво?
Так что надо давать себе отчет в том, что всем что у нас сейчас есть, самим существованием нашей страны, мы обязаны Владимиру Путину.
За упокой
«Десять потерянных лет? Вранье. Не было такого. А те кто так считает, пусть лучше помогут президенту Медведеву в модернизации страны – все приходится начинать с нуля»
активист МГЕР
Согласно данным Центрального банка России за без малого 10 лет (янв.2000-авг.2009гг.) Россия получила в виде экспортной выручки 2,4 трлн. долларов. Из них чуть более 200 млрд. долларов составил экспорт услуг, 2,2 трлн. долларов – экспорт товаров. Из этих 2,2 трлн. долларов товарного экспорта 1,3 трлн. пришлось на экспорт углеводородов – нефти, нефтепродуктов и газа. Еще около 200 миллиардов – на экспорт металлов, которые так же относятся к сырью.
Я сознательно выношу «за скобки» данного расчета несколько сотен миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций и более четырехсот миллиардов долларов иностранных кредитов – по причине того, что значительную, если не большую часть таковых иностранными можно считать лишь формально.
Итак, остановимся на том, что за 10 путинских лет Россия экспортировала товаров и услуг на 2,4 трлн. долларов. Порядка 60% от этой цифры составил экспорт сырья.
Т.е. за 10 лет в Россию только от экспорта поступило 2 400 000 000 000 долларов. Вдумайтесь в эту цифру. Для понимания, 2,4 трлн. долларов это:
- 50 миллионов новых рабочих мест в производстве. С нуля. Т.е. модернизация экономики.
- 4 млрд. новых квадратных метров жилья - т.е. утроение совокупного жилого фонда РФ.
- при северной финской стоимости хорошей дороги в 3,5 млн. долларов за км. - полное обновление дорожной сети страны с абсолютно другим уровнем качества.
А теперь ответьте на вопрос - полученный результат соответствует 2,4 триллионам долларов?
Специально отметим: в 90-е, при средней за десятилетие цены барреля нефти Urals в 17 долларов, экспорт нефти и газа был делом весьма рентабельным.
Специально отметим: я не зря заострил внимание на том, что 60% товарного экспорта составил экспорт сырья. Его себестоимость складывается из:
добычи - на советских мощностях
транспортировки – на советских мощностях
переработки – на советских мощностях
Специально отметим: согласно данным Росстата численность работников ТЭК (без металлургии) составляет 1,038 млн. человек или 1,5% экономически активного населения страны.
Так что сколько прибыли (в рамках всей экономики, а не отдельных компаний) получено с этого сырьевого экспорта, при доставшихся от СССР мощностях и при занятости в 1,5%-2,5% рабочей силы – считайте сами.
Но все же в качестве примера расчитаем этот показатель для сырой нефти, сделав допущение что себестоимость (совокупная – добыча и транспортировка) составляет те самые средние за 90-е
17 долларов за баррель.
Таблица 1. Расчет полученной за период 2000-2008 прибыли от экспорта сырой нефти.
Итак, мы видим что при совокупной выручке в 646,470 млрд. долларов прибыль составила 398,698 млрд. долларов или 61,7%. И это – при существенно завышенной себестоимости. Думается результат для нефтепродуктов и природного газа будет примерно равнозначным.
Специально отметим: средняя за период стоимость барреля экспортированной сырой нефти составила 44,52 доллара.
Есть такая вещь – экономическая политика государства, включаюящая в себя как выбор между инвестированием и потреблением, так и налоги и направление инвестиций.
В этом свете хочется отметить, что при
- высоких таможенных пошлинах,
- дешевом рубле,
- улучшающемся инвестиционном климате,
- оптимизации расходов бюджета,
- минимизации доходов и расходов бюджета,
- поощряющей инвестиции в несырьевой сектор налоговой политике,
мы бы с вами уже жили в другой стране.
В завершение добавим: свалившейся на страну благодатью, Путин распорядился на порядок лучше, чем до него коммунисты – благодатью прошлой (впрочем они еще инфраструктуру добычи, транспортировки и мощности по переработке выстроили). Путин создал достаточно большой финансовый резерв (впрочем у коммунистов в роли таковового выступил Сбербанк СССР, точнее – несколько сотен миллиардов рублей сбережений граждан на счетах в оном), который позволит финансировать дефицит бюджета в течении минимум 2 лет. Кроме того большинство населения страны в эти годы жило хорошо, возможно даже – лучше чем жил народ когда-либо в истории России. Вот только накормили нас нашим же будущим. Мы съели модернизацию, диверсификацию, высокотехнологичный экспорт, десятки миллионов рабочих мест, миллиарды квадратных метров жилья.
Путин. Человек не на своем месте.
Что же мы видим? Путин выполнил свою сверхзадачу – спасение России от гражданской войны. Зато с экономикой у него не задалось. И раз у него не получилось в сытые времена, то что дает основания думать, что получиться в голодные? Тем более что, похоже, статус России как сырьевой экономики Путина вполне устраивает. Не верите? Пристальнее всмотритесь в последний контракт с Китаем. И не то что бы здесь имел место злой умысел – Путин уже с избытком доказал свой патриотизм. Скорее речь о трезвой и адекватной оценке способностей – как собственных, так и своего окружения. Или глава промышленного суперхолдинга «Ростехнологии» Чемезов хоть чем-то напоминает наркома Орджоникидзе? Вот то-то и оно...
Если быть совсем точным свою задачу Путин выполнил не до конца. Нет, свое дело он сделал. Вопрос в том, что замешанный на национальном и религиозном сепаратизм – весьма трудновыводимое пятно. И вне всякго сомнения, нового руководителя страны будут пробовать на прочность. На способность выдержать жесткий курс на борьбу с терроризмом и сепаратизмом. Наш новый президент неплохо себя зарекомендовал. Вторгнувшись в другую страну, он показал что готов использовать армию, что споосбен выдержать натиск мощнейшей компании в СМИ. А признав независимость обеих республик – доказал, что готов плевать на мнение международного сообщества. Но – одно дело вопросы внешней политики, а совсем другое – проверка на прочность внутренними проблемами. Новым Нальчиком. Или еще чем похуже. Нам оно надо?
С этой точки зрения Путин нужен стране. Как символ способности государства пойти на жесткие шаги. Вот только не на посту главы правительства – экономикой должен заниматься другой человек. И в тоже время Путин должен быть в шаге от власти. Может задуматься еще об одной поправке в Конституцию? Ввести пост вице-президента. Хотя глава парламентского большинства тоже сойдет.