Сергей Черняховский Иногда он просто преследует задачу эпатировать публику. Чаще – имеет те или иные серьезные основания сказать нечто нестандартное.
И раз он внес предложение заменить официальный российский триколор, обычно чтимый в сегодняшней России той частью политического спектра, которая причисляет себя к либералам и демократам, на династический флаг дома Романовых, используемый исторически монархистами – а сегодня и националистами – то безусловно, у него были на это причины. И не узкопартийные – а лежащие плоскости нарастающей политической предвыборной борьбы определенных сегментов российской политической элиты. Борьбы, которая в ближайшее время будет вестись уже не так кулуарно, как велась до этого, но, скорее всего и не открыто, без включения в не на публичном уровне первых лиц, вокруг которых консолидируются эти группы. То есть это будет борьба намеков и символических жестов. И в этом контексте его предложение можно и интересно анализировать отдельно.
Но, поскольку аргументация использована исторического порядка, сам по себе исторический смысловой контекст тоже интересен.
Минусы красно-сине-белого триколора в общем-то понятны.
Во-первых, он вообще не является историческим флагом России. Рожденный при Петре Великом – он не был и не стал тогда официальным стягом Российской империи: и был лишь флагом ее невоенного флота.
Национальным – но не государственным – флагом России он был утвержден лишь при Николае Втором в 1896 году. И вряд ли правление последнего – лучшее, к чему могла бы стремиться Россия. Если она, конечно не стремится к своему 1917 году – в этом еще был бы заманчивый смысл.
Можно в нем при желании видеть и связь с Петровским величием и петровскими реформами – как и со всем его вектором прорыва на Запад. Но таковым он по факту не стал. Можно – видеть символ не военной, а коммерческой, торговой – то есть «рыночной» России. Но, во-первых если это рассматривать как подобный символ – он вряд ли отражает представления и симпатии большинства российского народа: судя по социологическим данным по вопросу о том, какую экономическую модель предпочитает иметь российское общество: «основанную на планировании и государственном распределении» - 51 %, «основанную на рыночных отношениях и частной собственности» - 31 %.
И вот данные о том, чего граждане требуют от власти в плане основного направления политики: «Жестче контролировать экономику и политическую жизнь в стране» – 63 %, «предоставить людям свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали закон» - 28 %.
То есть существующая в данном случае символика – не отражает настроения и предпочтения общества.
Жириновский упрекает существующий российский флаг в том, что это «Флаг Керенского и Власова» - причем, в обоих случаях бесславно проигравших. То есть это не флаг побед. Это влаг поражений – не говоря о предательстве, ассоциирующемся с его «власовской составляющей». Если же вспомнить еще что он использовался белыми армиями в гражданской воне – то как ни оценивать последних (а есть соблазн сказать, что это – флаг войны против собственного народа) – в любом случае это тоже флаг поражений.
Правда, в обоих случаях это не вполне точно. Особенно в случае с Керенским. Это был скорее флаг Временного Правительства, а Керенский лишь четыре месяца из восьми был его Премьером. Эсэры же, к которым он принадлежал, использовали, как и большевики, красный флаг. Да и временное правительство никогда не объявляло красно-сине-белый триколор официальным флагом России – оно использовало его по инерции, отнеся вопрос принятия нового флага к компетенции учредительного собрания и после заключения специально созданной комиссии, определившей, что он не имеет монархической символики.
Впервые в истории официально этот флаг был утвержден до принятия федерального конституционного закона Указом Ельцина. До этого – использовался «Демократической Россией» и гайдаровцами в качестве собственного символа. Затем – был законодательно зафиксирован таким законом уже в 2000-м году. И тогда он рассматривался как определенный компонент примирения трех Россий: имперской, представленной двуглавым орлом Герба, советской, представленной музыкой Гимна и Красным Знаменем Вооруженных Сил, и «демократической», представленной данным триколором. Хотя сегодня, те силы, которые были им представлены – в открытую начали борьбу против нынешней России и закрепленного в 2000-е годы относительного социокультурного согласия.
В целом, с одной стороны, этот флаг, как государственный символ, не несет в себе составляющей «исторического символа России», с другой – использовался более чем непопулярными личностями и политическими силами. Да, Жириновский связывает его с Керенским и Власовым. Но действует по принципу – «Хочешь низложить живого Линь Бяо – ругай мертвого Конфуция». Как флаг «Ельцина и Гайдара» - он вряд ли может быть символом единства и общих ценностей российского народа и России в целом.
И, скорее всего, рано или поздно, Россия от этого скомпрометированного символа откажется.
Другое дело, что и замена, предлагаемая лидером ЛДПР – сама вряд ли лучше. Черно-желто-белая расцветка была принята по разработке Б.В.Кёне лишь в 1858 году как чередование геральдических цветов Империи и дома Романовых, причем некоторые цвета мотивировалось их использованием Павлом Первым и Анной Иоанновной – тоже, не самыми успешными и любимыми русскими царями. Флагом России она так и не стала, но указанное сочетание использовалось как династический флаг дома Романовых. А в 1896 году, как было сказано, Николай Второй утвердил красно-сине-белый флаг в качестве национального флага. Государственного флага Российская империя так и не имела.
В 1907 году была создана специальная Комиссия министерства Юстиции, которая должна была выработать рекомендации для принятия официального государственного флага Империи. И в 1912 году она оформила свое заключение.
То есть черно-желто-белый флаг еще менее историчен для России, чем нынешний триколор – и более или менее официально данная расцветка использовалась лишь 25 лет – с 1858 по 1883 год.
А заключение комиссии Минюста было, наверное, с точки зрения сегодняшнего дня довольно неожиданным, и неприятным для известных политических сил: комиссия высказалась за признание геральдическим цветом и флагом России – красного цвета.
Разумеется, не потому, что в ней оказались собранными революционеры и их сторонники. Комиссия исходила из слдующих постулатов:
Первое. Красный цвет – традиционный цвет и символ имперской власти и великих империй, на наследование которым претендовал Россия - от Римской империи.
Второе. Красный цвет – это цвет стягов и вымпелов Московского Великого княжества и Царства. Исторический Герб Москвы – Всадник, поражающий Дракона на красном фоне. Кстати, именно поэтому Флагом Москвы стал красный флаг с изображением Георгия Победоносца.
Третье. Красный цвет – самый исторически популярный цвет в России. Красная рубаха считалась самой нарядной. Словом «Красная» (площадь, девица и т.д.) обозначалась высшая степень оценки.
Кстати, русские воины древности в бою одевали красные рубахи, чтобы не было видно их ранений и враг не мог испытывать радость от того, что он пролил кровь русского витязя.
То, что Красное знамя было цветом революции и борьбы пролетариата – для комиссии Минюста вряд ли было значимым аргументом в пользу
Красного Знамени Российской империи, как наследницы Рима и Константинополя.
Но при принятии декрета о Флаге РСФСР – эти основания по факту соединились.
Конечно, сегодня представить, чтобы нынешняя власть официально заменила триколор на Красное Знамя – почти невозможно. Хотя с того времени, когда Советское Правительство по факту выполнило рекомендации Комиссии Минюста Российской Империи – добавился еще один момент, по своему боле значимый для исторической памяти народа, чем каждый из указанным выше.
Это – Красное Знамя Победы над рейхстагом – и сегодня признанное по статусу равным Государственному флагу РФ.
Но в любом случае, Государственным флагом страны должен быть не влаг презираемого меньшинства - а либо Знамя большинства, либо флаг, приемлемый для всех или для подавляющего большинства граждан.
И Красный цвет: цвет битвы на Куликовом поле и цвет Москвы, цвет имперской традиции – и цвет борьбы народа за свои права и свою свободу, цвет Революции и цвет Победы, наконец – цвет спасения Мира от фашизма, - не только должен там присутствовать, но быть одним из основных и явно доминирующих.
С. Черняховский