Минусинская Мђра Суббота, 18.05.2024, 01:20
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум на Минусинской Мере » Общество » Tercium Organum
Tercium Organum
МстиславДата: Суббота, 22.06.2013, 10:42 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4328
Репутация: 0
Статус: Offline
П. Д. Успенский о любви, овзаимоотношении мужского и женского в мироздании TerciumOrganum

П.Д. Успенский

Фрагмент Главы 13Предлагаем вниманию читателей небольшое эссе великого русскогописателя, мистика, ученика Г.И.Гурджиева — П.Д.Успенского. Этот фрагмент —замечательная Песнь о Любви и философский труд одновременно. Нашемусоотечественнику удалось проникновенными словами написать Гимн Мужчине и Женщине, Гимнвечной истории любви!Не случайно Махатмы рекомендовали к прочтению Tercium Organumсемье Рерихов, троекратно упоминая данное произведение в записи от 12 июля и 13
июля 1922 года (Высокий Путь, т.1, 340-341, с.120):...читай о явлении любви в "Tercium Organum"Г.И.Гурджиев, при одной из первых встреч со своим будущимучеником, сказал ему в свойственной парадоксальной манере:...Если бы Вы понимали все, что написали в своей книге...я пришел бы к Вам с поклоном и просил бы учить меня.П.Д.Успенский всю жизнь не прекращал работы над развитием идейсвоей книги. Через много лет, после обучения в Школе Гурджиева, после
революции, долгих и трудных лет эмиграции, после длительных самостоятельных
экспериментов и трудов, выходит книга "Новая Модель Вселенной", в
которой Теме Любви вновь уделена большая Глава "Пол и эволюция" и
новые размышления прозвучали с еще большей силой!

[img]file:///C:....8 байт)   *  *  *Истиназаключается в том, что земля – это сцена драмы, из которой мы видим только
отдельные бессвязные части и большая часть действующих лиц которой для нас
невидима.
Это говорит теософическая писательница Мабель Коллинз, автор "Света наПути", в маленькой книжке "Illusions" ("Иллюзии"). И
это очень верно, мы видим необыкновенно мало. Но искусство идет дальше обыкновенного человеческого зрения, и поэтому естьстороны жизни, о которых может и имеет право говорить только искусство. Таков вопрос о любви. Только искусство умеет подходить к любви,только искусство умеет говорить о ней. Любовь всегда была и есть главная тема искусства. И это вполне понятно.Здесь сходятся все нити человеческой жизни, все эмоции; через любовь человек
соприкасается с будущим, с вечностью, с расой, к которой он принадлежит, со
всем прошлым человечества и со всей его грядущей судьбой. В соприкосновении
полов, в их влечении друг к другу лежит великая тайна жизни, тайнатворчества. Отношение скрытой стороны жизни к явной, тоесть проявление реальной жизни в нашей, кажущейся, особенноярко вырисовывается в этой вечно трактуемой, вечно разбираемой и обсуждаемой –
и вечно не понимаемой области, именно в отношениях полов. Обыкновенно отношения
мужчин и женщин рассматривают, как необходимость, вытекающую из необходимости
продолжения человеческого рода на земле. Рождение – вот raison d'etreлюбви с религиозной, моральной и научной точки зрения. Но в действительности
творчество заключается не в одном только продолжении жизни, а прежде всего и
больше всего, в творчестве идей. Любовь является огромной силой, производящейидеи, будящей творческую способность человека. Когда сольются две силы, заключающиеся в любви – сила жизни и сила идеи, –человечество сознательно пойдет "к своим высшим судьбам". Пока только искусство чувствует это. Все, что говорится о любви "реалистически", всегда грубо и плоско.Ни в чем так резко не проявляется различие глубокого "оккультного"понимания жизни и поверхностного "позитивного", как в вопросе о
любви. *  *  *В ряду других вопросов современности у нас есть ужасный "половой вопрос".Это вопрос целиком из быта двумерных существ, живущих на плоскости и движущихся
по двум направлениям – производства и потребления. Для людей существует вопрос о любви. Любовь – это индивидуализированное чувство, направленное на определенныйобъект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая илидругой не могут заменить любимого. "Половое чувство" – это не индивидуализированное чувство, тутгодится более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее молодая
женщина. Любовь – орудие познания, она сближает людей, открывает перед однимчеловеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы,
почувствовать действие космических сил. Любовь – это признак породы. Она проявляется уже у животных в тех породах, где действует отбор,у диких хищных животных, у чистокровных лошадей, у породистых собак. У людей любовь – это орудие совершенствования расы. Когда изпоколения в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чувства,взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь,тип эволюционирующий, восходящий. Когда из поколения в поколение люди сходятся как попало, без любви, безкрасоты, без чувства, без взаимности – или по соображениям, постороннимлюбви, из расчета, из экономических выгод, в интересах "дела"или "хозяйства", то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора.
Вместо "любви" у них вырабатывается "половое чувство",
безразличное и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее
породу, но, наоборот, теряющее ее. Тип мельчает, физически и нравственно
вырождается. Любовь – орудие отбора. "Половое чувство" – орудие вырождения. Различие "вопроса о любви", как его берет искусство, и"полового вопроса", как его берет современная реалистическаялитература, показывает различие двух пониманий жизни. Одно идет по поверхности,
по видимому миру и видит только человеческую жизнь, другоепроникает вглубь, в тайники чувства и ощущает биение пульса какой-то другой, большойжизни. Ни в чем так ярко не проявляется различие разных миропонимании и ихотношения к миру скрытого, как именно в отношении к "любви". Для позитивизма, для материализма любовь – это"половое чувство", "факт" и его прямые последствия. Любовь
– это физическое явление, которое описывается в учебниках физиологии. Для дуалистического спиритуализма любовь – это власть тела наддухом. Поэтому религия и моральная системы, основанные на дуалистическом
противопоставлении материи и духа, как двух враждебных элементов, считают
любовь, как созидательницу материи, врагом духа, и ее гонят и стараются, насколько
можно, низвести и унизить. Для монистического идеализма любовь именно то, чем она рисуетсяискусству, то есть психологическое явление, в котором приходят вдействие и звучат все самые тонкие струны души, в котором, как в фокусе,
собираются и проявляются все высшие силы человеческой души. Это их испытание,
их экзамен и орудие их эволюции. В то же время именно этой стороной жизни
человек соприкасается с чем-то большим, часть чего он составляет. Мы ясно видим тут три противоположные тенденции. Возвеличение любви,возведение ее на пьедестал, обожествление, превращение в культ; эту тенденцию
мы видим в светлых "языческих" религиях древности и в искусстве всех
эпох. И затем другую, которая видит в любви предмет для статистического
изучения, "род производства и потребления", "физическую
потребность", которая должна "удовлетворяться". И третью,
которая видит в любви грех, "похоть", нечто такое, на что нужно
стараться не смотреть, о чем нужно стараться не думать – и если допускать по
человеческой слабости, то в силу необходимости и из снисхождения к
человеческому несовершенству. Странным образом самый материалистический взгляд на любовь, видящий в любвитолько "факт", "сношение" и его прямые последствия, в
сущности сходится со взглядами нравственных реформаторов и моралистов, видящих
в любви один только грех и соблазн, которого чем меньше, тем лучше. Это вполне понятно. Истинно монистические религии, как, например,греческие мифы, не были враждебны любви. Вся разница вытекает из дуалистического или монистического миропонимания.Искусство всегда было монистическим – и поэтому оно всегда было язычествомв глазах дуалистических религий, видящих в жизни борьбу духа с материей, и фантастикойв глазах материализма, видящего в жизни только физическое явление и невидящего – психического. *  *  *Если мы возьмем вопрос даже строго научно, в обычном смысле этого слова,только без предвзятых ограничений, мы увидим в нем много нового, того, чего
обыкновенно мы не замечаем. Для науки, изучающей жизнь со стороны, цель любви заключается вся впродолжении человеческого рода на земле. В интересах этого продолжения рода в
человечество вложена сила, влекущая два пола друг к другу. Но, говоря это,
наука хорошо знает, что этой силы больше, чем нужно. Здесь именно лежит ключ к пониманию истинной сущности любви даже дляпозитивного взгляда. Этой силы больше, чем нужно. Бесконечно больше. В действительностидля целей продолжения рода утилизируется только малая дробь процента силылюбви, вложенной в человечество. Куда же идет главное количество силы? Мызнаем, что ничто не может исчезнуть. Если энергия есть, она должна вочто-нибудь перейти. И если только ничтожная дробь энергии идет насозидание будущего путем рождения, то остальная часть должна тожеидти на созидание будущего, но другим путем. Мы знаем в физическом мире много
примеров, когда прямая функция вещи выполняется ничтожной частью затрачиваемой
энергии, а большая часть энергии тратится как будто напрасно. Возьмем
обыкновенную свечу. Она должна давать свет. Но в сущности, дает гораздо больше
тепла, чем света. Это печка, приспособленная для освещения. Но длятого, чтобы давать свет, она должна гореть. Горение – необходимоеусловие получения света от свечки. Нельзя горение откинуть. На первыйвзгляд кажется, что тепло от свечки тратится непроизводительно, но, когда мы
подумаем о том, что именно благодаря развитию тепла получается свет,мы начинаем видеть необходимость горения, необходимость траты большейчасти энергии. То же самое в любви. Мы говорим, что только ничтожная часть
энергии любви идет в потомство, большая часть как будто тратится внастоящем самими отцами и матерями на их личное наслаждение.Но это иллюзия. Во-первых, без этой личной траты не могло бы бытьглавного. Только благодаря этим на первый взгляд побочным результатамлюбви, благодаря всему этому вихрю эмоций, чувств, волнений, желаний, идей –
благодаря красоте которую она создает, – любовь может выполнять своюпрямую функцию. А во-вторых, эта энергия совсем не тратится, апереходит в другие виды энергии, служащие тому же потомству, переходит в
"инстинкты" и в "идеи". Мы видим во всей живой природе, что "любовь" является огромнойсилой, возбуждающей творческую деятельность по всем направлениям. Весной с первым пробуждением любовных эмоций птицы начинают вить гнезда.Птенцов еще нет. И намека на них еще нет. А для них уже готовятся
"дома". Любовь возбудила жажду действия."Инстинкт" управляет этой жаждой – поэтому она целесообразна. При
первом пробуждении любви началась работа. И одно и то же желаниесоздает новое поколение и те условия, в которых родится новоепоколение. Одно и то же желание будит творчество по всем направлениям, сводит
пары для рождения нового поколения и пробуждает личное творчество в тех
единицах, через которых оно действует для первой цели. То же самое мы видим в людях. Любовь – это творческая сила. Все творчествочеловечества вытекает из любви. Всякое творчество непременно являетсяделом двух полов, сознательным или бессознательным. Одна сторона этогофакта нам хорошо известна. Мы знаем, что женщина одна не может иметьдетей. Нужна творческая сила мужчины. Нужно оплодотворение. Это мы знаем. Но мы
не знаем, что вся творческая деятельность мужчины идет от женщины. Как с
внешней, физической, стороны – для целей рождения детей – мужчина оплодотворяет
женщину, прививает к ней зачаток новой жизни, так с внутренней, духовной,
стороны женщина оплодотворяет мужчину, прививает к нему зачаток новых идей. В одной книжке по "половому вопросу", которая обратила на себявнимание в Германии и скоро должна выйти в русском переводе, одна немецкая
писательница "признает" область деятельности женщины совсемдругой, чем область деятельности мужчины, признает, что "женщина неосушила ни одного болота, не написала ни одной картины, о которой стоило бы говорить",
– и требует для женщины "права иметь детей", отнятого цивилизацией. Это довольно обычный взгляд. Но что, если женщина осушила все болота, которыекогда-либо были осушены, написала все картины, о которых стоитговорить? Конечно, никто не будет отнимать у женщины права иметь детей. Но зачемотнимать у нее ее роль в творчестве мужчины? Ведь мужчина работает дляженщины, ради женщины и под влиянием женщины. И женщинапроявляет себя в его творчестве. Все идейное, все интуитивное творчество человечества является результатомэнергии, возникающей из эмоций любви. Идейное творчество мужчины идет от
женщины. Идейное творчество женщины идет от мужчины. Без этого обмена эмоций творчествоневозможно. Возможно только "воспитание чужих детей". Под
"идейным творчеством" я подразумеваю всякое творчество, в котором
создается или осуществляется идея. Творчество палеолитическогочеловека, делающего себе каменный топор, было идейным творчеством, иза этим творчеством непременно стояла женщина. Cherchez la femme! Этот принцип
нужно применять не только к раскрытию преступлений, а ко всей нашей культуре,
созданной мужчиной – следовательно, женщиной. В творчестве каждойэпохи можно найти след влияния женщины данной эпохи. История культуры– это "история любви". *  *  *Мужчина и женщина должны взаимно дополнять друг друга и взаимно возбуждатьдруг друга идейно, образуя вместе гармонического человека,могущего творить жизнь. Поэтому с психологической точки зрения гармонический брак будеттолько такой, где обе стороны будут действовать одна на другую оплодотворяющим
образом, повторяя в масштабе личной жизни действие одной на другую двухполовин человеческого рода. И очень может быть, что этот гармоничный брак и существует только междуполами, взятыми в целом, – прикрывая и оправдывая своей гармониейдисгармонию, вероятно, неизбежную между людьми или возможную только в отдельные
моменты. Мужчина стремится к женщине, не думая о детях, он ищет наслаждения или бежитот одиночества. Во всяком случае он ищет чего-то для себя. И женщинатоже ищет "счастья" для себя. Дети появляются как бы сами посебе. Точно так же идеи, которые возбуждает женщина. Она рождает в мужчине
идеи, но это совсем не значит, что она что-нибудь сознательно дает или хочет
дать. Она тоже может искать только личного наслаждения, брать мужчину для себя,
для своего желания, для своего ощущения и этим самым давать жизнь новымидеям. И может совсем ничего не искать, даже не знать, не видеть мужчины,пройти мимо него и не заметить его и одним своим существованием оплодотворить
его фантазию на всю жизнь. Бесконечно разнообразны здесь способы оплодотворения
духа. Иногда для этого нужно наслаждение, вся красота любви. Иногда нужно
страдание, острое и глубокое, проникающее до самых глубин души. Иногда нужно
преступление, иногда отречение, жертва. Иногда достаточно силуэта в окне. Одной линии фигуры или одного случайноговзгляда, которым обмениваются незнакомые встречные. Поэзия знает это. Она знает
ценность и того, что было, и того, чего не было в любви. Если рождение идей есть свет, идущий от любви, то этот свет идет от большогоогня. И в этом непрестанном огне, в котором горит все человечество и весьмир, вырабатываются, утончаются все силы человеческого духа и гения. *  *  *Аскетические тенденции наложили очень тяжелый отпечаток на наше отношение клюбви и к морали. Мы не можем представить себе не аскетической морали. Или
полное отсутствие всякой морали, или мораль, враждебно относящаяся к жизни. В
действительности, конечно, это самая скверная ложь, какой обманывали
человечество. Мораль, враждебная жизни, видит в любви один дым. Но мы даже из
физики знаем, что дым есть результат неполного сгорания Огонь, в котором горит человечество, это огонь жизни, огонь вечногообновления. Моралисты же с удовольствием загасили бы этот огонь, с которымони не знают что делать, который нарушает порядок в их Вселенной и которого они
боятся, чувствуя его силу и власть. И они дуют на него, не понимая, что это начало всего. Божество,которому поклонялись древние народы в лице Солнца и его лучейи в лице Огня. *  *  *Поэтому только искусство может говорить о любви. Нет ничего циничнее и грубее холодного морализирования, которое видит влюбви грех и похоть. Например – какая темная ложь кроется во всех моральных рассуждениях"Крейцеровой сонаты" и " Послесловия". "Спросите чистую невинную девушку или ребенка, и они скажут вам, чтоэто гадко и стыдно ", – "сама природа устроила так,что это мерзко и стыдно". Но что это? Как вы объясните ребенку, о чем идет речь? Он не может ответить навопрос "Послесловия", не может, потому что его нельзя спросить.Слова не выражают эмоций, а речь идет об эмоциях. Нельзя же отрезатьвнутреннюю сторону от внешней и спрашивать о внешней, не касаясь внутренней. Как же объяснить ребенку, о чем его спрашивают? Все, что можно сделать, это описать грубыми анатомическими ифизиологическими терминами внешнюю, физическую сторону любви. Но внутренняя,
психологическая, эмоциональная остается закрытой, а ведь именно в нейзаключается главная сущность. Если "глухой" будет описывать рояльи скажет, что это "черный ящик" на трех ножках, который открывают с
одной стороны и стучат по нему пальцами", то это не будет правильное
описание. Анатомические и физиологические термины, как и все на свете,
необходимы на своем месте в учебниках и курсах анатомии и физиологии; но они не
годятся для определения эстетического и морального характера любви, и здесь они
являются грубыми и ненужными и, главное, не верными. Разве этими терминами
можно описать то, о чем в действительности идет речь? Разве они передадут мысли
и чувства, появляющиеся у людей, когда их касается любовь? Разве передадут они
перемену темпа, ощущения и вкуса жизни? И разве из-за этих внешних фактовлюди горят в неугасимом огне? Внешняя сторона любви – это только поворот ключа
в замке... от ящика Пандоры. Как объяснить это ребенку? Искусство может это объяснить. Но не анатомия, не физиология и не двумернаямораль... А такое изображение любви, какое даст искусство, никому не покажется гадкими стыдным. В волшебный мир эмоций может вводить только искусство, ионо никого оскорбить не может. Я не случайно назвал циничным морализм, видящий в любви только однуцель, которую нужно как-нибудь поскорее достигнуть и не смотреть на остальное.
Цинизм может выражаться не в одной распущенности. Может быть, есть
"цинический аскетизм", так же как есть циническая распущенность.
Цинизм – это психология двумерного существа. Собака (kunos, откуда произошло
слово цинизм) и есть двумерное существо. Двумерная мораль – это циническая
мораль. Она видит только внешнюю сторону явлений. Внутренняя сторона, та
сторона, где возникают чувства и родятся идеи, для двумерной морали – это
только какой-то случайный придаток к физиологической жизни. *  *  *Интересные вещи говорит Н. В. Розанов в книге "Люди лунногосвета". Идея греховности любви, идея "скверны", идея аскетизма,
по его мнению, возникла из полового извращения, из гермафродитизма, из
"женомужества" и из "мужеженства". Причем гермафродитизм
может ничем не выражаться физически, а только психически, душевно. Содомрождает идею, что любовь есть грех, говорит он. В самом деле, что такоегермафродитизм психологически? "Муки Тантала, – говорит Н. В.Розанов, – все в себе и недостижимо. Следующий этап – ненависть к этому недостижимому,страх перед ним, мистический ужас – является "скверна". Нужно только заметить, что, конечно, может существовать аскетизм, не идущийиз извращения. Но это не будет воинствующий аскетизм. Это не будетаскетизм, видящий скверну в жизни. Но что в идее скверны, в идее стыдного и гадкогоочень много извращения, в этом г. Розанов совершенно прав. Книга Н. В. Розанова интересна во многих отношениях, хотя обилие"физиологических" и "анатомических" подробностей мешает
понять основную мысль. По настроению в ней много общего с "Leaves of the
Grass" Уолта Уитмена. *  *  *И ни научный материализм, ни аскетический морализм не понимают огромнойтрагедии любви. Это область, в которой человеку больше всего кажется, что он живет для себя,для своего чувства, для своего ощущения. И именно здесь, вэтой области, он меньше всего живет для себя. Он служит здесь толькопроводником, средством для проявления проходящих через него сил, средством для
проявления будущего в том или в другом виде. Желание любви – это чье-то желание жить. В своей удивительнойслепоте люди думают, что это их собственные желания. Нет ничего, чем бы человек не пожертвовал любви. И нет ни одногочеловека, который бы что-нибудь получил от любви для себя. И именнотогда, когда человеку кажется, что он получает что-то для себя, он получает меньшевсего для себя. И тогда, когда человеку кажется, что он наиболее служитсебе и своему наслаждению, на самом деле он наиболее служит неизвестномудругому. Влияние женщины на душу мужчины и мужчины на душу женщины похоже на влияниеприроды на человека. Тут действует соприкосновение с той же самой тайной. Точно
так же эта тайна влечет к себе и точно так же сильнее всего чувствуется внеизвестном, в новом. Охватить ее или выразить в словах невозможно. Мираж все время остается вдали, на горизонте, раздражая воображение. Ноподойти к нему нельзя, он отступает по мере приближения, как край неба. Если человека соблазняет закрытая дверь и он открывает ее, то за ней сейчасже оказывается другая закрытая дверь. Тень проходит между рук и идет впереди. Но в погоне за этим миражем, за этой тенью, что-то творится. И вэтом тайна великой жертвы, которую приносит человек в любви. Он идет на костер
и сгорает, служа чему-то, чего он не знает, и думая, что он служит своему
наслаждению. Мы окружены какой-то огромной жизнью, которой мы не видим и часть которой мысоставляем. Иногда проблесками мы ощущаем ее. Иногда забываем опять и начинаем
считать реальной и настоящей свою жизнь. *  *  * http://www.fway.org/onlinel....13.html       http://pulse.webservis.ru/Agni....ex.html
 
Форум » Форум на Минусинской Мере » Общество » Tercium Organum
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz