Минусинская Мђра Воскресенье, 28.04.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум на Минусинской Мере » Религия и вероучение РПЦ » СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (СССР Большевики РПЦ Религия Власть Большевики Идеология)
СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН
МстиславДата: Суббота, 09.03.2024, 18:26 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4200
Репутация: 0
Статус: Offline
СОТРУДНИЧЕСТВОСОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (1918– 1937 г.г).

Автор:Чепелев Л.А.

Среди протестантов идругих не православных христиан популяр­ны рассказы о страданиях их бра­тьев и
сестёр, полученных от советской вла­сти с начала 30-х годов XX века. Но поче­му-то все они стараются меньше рассказывать о жизни своих церквей и групп при той же советс­кой власти с 1917 по 30-е годы. Это легко объяснимо, т.к. в этот период между ними был прочный взаимовыгодный союз, о котором сейчас уже почти никто не рассказывает. Поэтому, наверное, необходимо вспомнить о жизни не православных христиан в первые десятилетия советской влас­ти. Но так как пространство статьи
ограничено и невозможно расска­зать об истории всех не православных христианских церквей и групп, то более подробно будет освящена историю Евангельских христиан.
Особое внимание к ним объясняется тем, что их дей­ствия в первые десятилетия советс­кой власти копируют действия всех не православных христиан. После по­беды Октябрьскойреволюции Сове­том Народных Комиссаров был из­дан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г). По этому декрету все церкви и религиозные течения на территории, контролируемой Советской властью счи­тались отделенными от государства и лишались государственной помо­щи. Но
декрет действовал только против Православной Церкви, о чём будет сказано в
конце статьи.                   
В это время Советская власть очень лояльно относилась к не православным христианам. Это объясняется
тем, что руководители различ­ных не православных церквей и групп сразу заявили
о поддержке Советской власти. Одним из многочисленных примеров этого служат действия
руководителя евангельских христи­ан И.С. Прохнова. Он от имени и по поручению
рядовых прихожан, объявил о поддержке дек­рета СНК от 18 января 1918 года и
заявил, что этот декрет «удовлетво­ряет основные политические и ре­лигиозные требования баптистов и евангельских христиан». Высту­пая на третьем всемирном конгрес­се баптистов в Стокгольме (1923 год) глава российской делегации Со­юза баптистов П.В. Павлов сказал, что «объявлена (вСоветской Рос­сии - прим.) полнаярелигиозная сво­бода ...в особенности ревниво к ог­раждению верующих от
стеснения в области религии относятся цен­тральные власти». Российская де­легация добилась от всемирного баптистского конгресса согласия признать законность Советской власти (примечание - это решение способствовало расширению контактов Советской власти с правительствами Западной Европы и США, что, в свою очередь, помогло советскому прави­тельству удержать власть в своих ру­ках).
Резо­люция двадцать пятого съезда бап­тистов Советской России, состо­явшегося в
том же 1923 году, содер­жала пункт «о недопустимости для баптистов антиправительствен­ной деятельности путем агитации и пропаганды...Всякий баптист, если окажется виновным в сих деяниях, тем самым
исключает себя из состава баптистского братства и ответствует единолично перед
законом». Есть множество других документов, подтверждающих поддержкуСоветской власти другими не православными христианами. Советская власть оценила эту позицию и оказывала не православнымхристианам всяческую поддержку. Например, когда в Казани решением местных
властей был закрыт молитвенный дом евангельских христиан, Проханов сразу
телеграфировал об этом Ленину. Ленин тут же отдал распоряжение комиссару
внутренних дел немедленно открыть молитвенный дом и предупредить, что виновные
в закрытии дома буду наказаны. Точно так же был возвращен молитвенный дом и в
г. Вязьме. Исполком Витебской губер­нии получил указание отменитьпрактику испрашивания разреше­ния на проведение молитвенных со­браний евангельских христиан-бап­тистов. В 1917-1929 годы начинается период количествен­ного роста и активизации общин не православных христиан по всей
территории Советского государства. Одним из примеров этого служит Белоруссия.  Так, например, Минская и Слуцкая церкви еван­гельскиххристиан начали массовое создание в Минской области своих общин. Так появились баптистские евангельские церкви в Цалевичах (1921 г.), в Борисове (1921 г.), в
Лесовне (1922 г.) и т.д. В 1924 в самом Минске была открыта вто­рая церковь
евангельских христиан. В этом же году в Слуцке баптиста­ми на средства
добровольных по­жертвований был построен молит­венный дом. В 1925 году в Слуцке
проходил окружной съезд работни­ков Союза евангельских христиан. На съезде была
принято решение о необходимости всесторонней под­держки советской власти. В это
же время так же наблюдается рост числа пятидесятнических общин. Уже к 1927 году Союз ХЕВ (пятидесятников)насчитывал свыше 350 общин. Интенсивный рост количества общинвсех не православных христиан и их молитвенных домов в 1917-1929 годах наблюда­ется
не только в Белоруссии, но и в по всей территории Советской России.
Оценив лояльность иподдержку со стороны протестантов, советское правительство стало раздавать всем
не православным христианским общинам в собственность большие земельные наделы.
В 1921 году при Наркомземе была создана специаль­ная комиссия по заселению
свобод­ных земель и бывших помещичьих имений общинам не право­славных христиан.
Руководитель комиссии В.Д. Бонч-Бруевич требовал, чтобы ме­стные власти не
только способство­вали беспрепятственному проезду переселенцев на отведенные им
участки, но и оказы­вали им всяческую помощь на мес­тах. В 1922 году он  писал, что для успешного освоения земель,передаваемых не православным христианам, эти верующие “должны почувство­вать себя свободными изащищен­ными правительственною властью от всех незаконных, придирчивых больших и малых посягательств, унижающих достоинство челове­ка».  В это же время развивались не только сельскохозяйственные коммуны не православных христиан, но и организуемые ими промышленные  товарищества (объединения).
Например, в Москве существовало несколько кооперативных объединений. Так в «Братское
объединение», позже переименованное в «Пищепродукт», входило  шесть столовых, одна из них располагалась внижнем этаже здания ВЦИК и обслуживала не только большевистских
руководителей  и членов советского правительства, но и участников партийных съездов и проводимых советским правительством сессий и конгрессов. Никого из посетителей этой столовой не
волновало, что ею владеют и в ней работают баптисты. В 1924 году на страницах
газеты «Правда» была опубликована дискуссия о христианских коммунах и артелях
(прим. – здесь разговор шёл о не православных христианах). Рассуждения
основывались на мнении главы советского правительства М.И. Калинина, который
вместе с Бонч-Бруевичем отстаивал курс на развитие таких коммун с тем, чтобы
направить значительные хозяйственные и культурные ресурсы верующих на благо
общества.  
Советская власть в пользу не православных христиан так же решала и вопросы службы в Красной армии. Во время гражданской войны военные трибуналы за отказ служить в Красной армии сразу выносили смертные приговоры. Но, в январе 1919 года был издан декрет СНК РСФСР «Об
освобождении от воинской повинности по религиозны убеждениям».     Декрет освобождал от воинской повинностивсех не православных христиан: менонитов, натовцев, трезвенников, духоборов,
толстовцев, пятидесятников, шмидтовцев, леонтьевцев, мукашевцев, евангельских
христиан, молоканне всех течений (молокане – прыгуны, молокане – субботники,
мокрые молокане) и другие. Все не христианские церкви и группы положительно
оценивали декрет в течение многих лет.
Так, например, в 1924 г. на V съезде адвентистов проблема службы в армии быларешена так, что каждому члену церкви предлагалось самому решать - отказываться
от службы в армии или соглашаться на нее: церковь снимала категорический запрет
на ношение оружия. Но органы советской власти, в случаях, если кто-то из неправославных христиан решал добровольно идти в Красную армию, продолжали определять таких добровольцев санитарами или направляла служить на должности, не требующие ношения оружия и не имеющих отношения к боевым действиям на фронте. Следует вспомнить,что эти тро­гательные отношения между протестантами и советской властью происходили на фоне мас­сового разрушения православных храмов и физического
уничтожения православного священства и мона­шества.
Только за 20-е годы ХХ века было разрушено 6000 православных храмов и монастырей. Множество священников, монахов и мирян погибли, защищая мощи святых. В отчетах уполномоченных
представителей Советской власти указывалось, что за такие действия только в 1922-1923
годах «были уничтожены 2691 священника, 1962 монаха и 3447 монахинь». Множество
священников и мирян погибло при защите своих Храмов от закрытия. Так, например,
в Венееве Тульской губернии народ попытался воспрепятствовать закрытию храма.
За это настоятель храма Чугунов и несколько мирян были расстреляны. За такие же
действия были расстреляны священник, диакон и прихожане в селе Пески
Николаевского округа. И такое происходило по всей территории, на которой установилась
Советская власть. Множество священнослужителей приняли мученическую смерть, не
желая выполнить требование представителей советской власти отказаться от
православия. Агентами советской власти в Киеве был пытками замучен до смерти
митрополит Киевский Владимир. Тело его было найдено изуродованным пытками, со
следами многочисленных побоев и колотых ран. В Чите живым был сожжен епископ Селенгинский
Ефрем. Епископ Амвросий (Гудко) был зверски убит по личному распоряжению
Троцкого. Православных священников распинали на воротах храмов, снимали с живых
скальпы, «причащали» расплавленным оловом, замораживали во льду и повсеместно творили
над ними такие зверства, о которых человеку со здоровой психикой невозможно рассказывать.
Результатом красного террора стало то, что из 217256 священников, диаконов,
монахов и псаломщиков (цифра 1914 г.), на всей территории бывшей Российской
империи к концу гражданской войны осталось в живых всего 30 тысяч. Это
составило 13,8% от числа священников, диаконов, монахов и псаломщиков
священства, бывшего в 1914 году. Но террор против Православной Церкви не
закончился и после гражданской войны. Поэтому из высшего православного духовенства
к 1939 году остались живыми и не арестованными всего четыре человека: два
епископа и два митрополита. А к 1941 году на всей территории СССР осталось
всего 6376 священнослужителя, т.е. 2,9% от числа духовенства 1914 года. Видя
невозможность уничтожить Православную Церковь террором, советская власть
попыталась разрушить Её «обновленчеством (т.н. «живой церковью»). Единственными,
кто активно поддерживал разрушительные действия советской власти против
православия, были не православные христиане. Так, например, руководство евангельских
христиан России составило и разослало по общинам «Евангельский клич». В нём
говорилось о том, что Евангельскую церковь радует, что «мертвая» Православная
Церковь делается «живой». И содержался призыв к обновленцам «…о сознательном
водном крещении (прим. - отказаться от крещения детей) …отвергнуть авторитет
преданий в деле спасения…отказаться от сложной духовной иерархии, устранить
посредничество священников и исповедь перед ними» и т.д. То есть содержался
призыв уничтожить все основы Православной Церкви. Но попытки уничтожить Православную
Церковь «живоцерковничеством» потерпели крах из отказа подавляющего большинства
православных верующих признать эти нововведения и добровольного возвращения в истинную
Православную Церковь большинства «обновленцев». Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря под­держке Советской власти с 1917 по начало 30-х годов ХХ века не православные христиане получили для своей деятельности режим наибольшего бла­гоприятствования. Но, к началу 30-х годов, когда Со­ветская власть, благодаря всесто­ронней помощи не православных христиан и Католической церкви (первым государством, признавшим Советскую Россию, был Ватикан),
укрепилась и получила международное призна­ние, они стали ей не нужны. Поэтому с
начала 30-х годов стали арестовывать руководителей и рядовых верующих не
православных церквей. Но, что немало важно, большевики учитывали мощную
поддержку, оказываемую не православным христианам со стороны Западной Европы и
США.  Поэтому представителей этих церквей и групп не расстреливали и не пытали, а в местах заключения они не испытывали и йоты тех страданий, которые пере­живали православные христиане. Приведенные факты помогают понять, почему не православные христиане стараются не вспоминать
о своей жизни в первые десятилетия советской власти.
 
МстиславДата: Среда, 13.03.2024, 21:02 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4200
Репутация: 0
Статус: Offline
Размышления по поводу материала «СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (1918– 1937 г.г) 

При ознакомлении с материалом:«СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (1918– 1937 г.г)»  (Автор: Чепелев Л.А.) по: https://mmera.ucoz.ru/forum/7-3628-1было обращено внимание на то, что, во-первых, автор не приводит ни одной ссылки
и ни одного документа по разсматриваемой теме и, во-вторых, не разсмотрены
причины такого состояния дел в те, теперь уже относительно далекие времена.А т.к. из песни слов не выкинешь, целесообразнократко разсмотреть отношения РПЦ с государством, начав с реформ патриарха
Никона в   50-х и 60-х годах 17 века при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, которые в результате привели к расколу РПЦ и конфликту с царской властью. Самое интересное, что святые дореформенной РПЦ так и остались святыми у реформаторов, а та часть тогдашнего общества, которая не согласилась
с реформаторами ударилась, сохраняя старую веру, в бега по необъятным долам и весям России, в которых и сохраняется до сих пор в Сибири, Туве, Алтае и т.д.  блюдя веру  и уклад предков. Есть основания полагать, что особой пользы тогдашнему обществу реформаторство не принесло, но результаты сказываются до  наших дней, т.к. общины староверов, старообрядцев и других толков сохранились до наших времен, а сам Никон   в 1666 году  был извержен из патриаршества и стал простым монахом (См: https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html). К воцарению Петра первого в РПЦ накопилось столько проблем, что Петр в 1721 г. учредил Святейший Синод, просуществовавший 200 лет,со всеми вытекающими для государства и РПЦ.
Короче, для прояснения вопроса целесообразно изучить книгу «ТАЙНА СВЯТЫХ Введение в Апокалипсис» П.К.Иванова и многое прояснится. Но то дела давно минувших дней, а как обстояли дела чуть более ста лет назад, после того, как тогдашние либерало-демократизаторы всех мастей, течений,
толков, направлений и ересей организовали отречение царя с молчаливого согласия в т.ч. высшего духовенства  можно понять,прочитав следующее: «Сегодня с утра огромные, нескончаемые шествия с военными оркестрами во главе, пестря черными знаменами, извивались по городу, собрав по больницам двести десять гробов, предназначенных для революционного апофеоза. По самому умеренному расчету число манифестантов превышает девятьсот тысяч. А между тем, ни в одном пункте по дороге не было беспорядка или опоздания. Все процессии соблюдали при своем образовании, в пути, при остановках, в своих песнях, идеальный порядок. Несмотря на холодный ветер, я хотел видеть, как они будут проходить по Марсову полю. Под небом, закрытым снегом и разрываемым
порывами ветра, эти бесчисленные толпы, которые медленно двигаются, эскортируя красные гробы, представляют зрелище необыкновенно величественное. И, еще усиливая трагический эффект, ежеминутно в крепости грохочет пушка. Искусство инсценировки врожденно у русских.  
Но что больше всего поражает меня, так это то, чего недостает церемонии: духовенства. Ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста. Одна только песня: _Р_а_б_о_ч_а_я_ _М_а_р_с_е_л_ь_е_з_а.   С архаических времен святой Ольги и святого Владимира, с тех пор, как в истории появился русский народ, впервые великий национальный акт совершается без участия церкви. Вчера еще религия управляла всей публичной и частной жизнью; она постоянно врывалась в нее со своими великолепными церемониями, со своим обаятельным влиянием, с
полным господством над воображением и сердцами, если не умами и душами. Всего несколько дней тому назад эти тысячи крестьян, солдат, рабочих, которых я вижу проходящими теперь передо мной, не могли пройти мимо малейшей иконы на улице без того, чтобы не остановиться, не снять фуражки и не осенить груди широким крестным знамением. А какой контраст сегодня! Но приходится ли этому удивляться? В калейдоскопе идей русский всегда ищет крайнее, абсолютное.» («Царская Россия накануне революции», Государственное издательство,Москва — Петроград, 1923г. Морис Палеолог, бывший французский посол, по: https://web.archive.org/web....ttp

Это состояние дел очень хорошо уловил А.Блок  в своей поэме «Двенадцать»:
«Что́ нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..» (1918) 

 Иосиф Волоцкий (1439 — 1515),почитаемый святым русской православной церковью писал: «Царь, по своей природе, подобен всякому человеку, а по своей должности и власти подобен Всевышнему
Богу». Волоцкий не провозглашал безгрешность  царской власти,  как его воззрения пытаются истолковывать в РПЦ,т.к. самого царя Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, — и царь
подзаконен, и только в пределах Закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или “строптивому” царю вовсе и не подобает повиноваться, он  даже и не царь:“таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель”», но не вняли, хоть времени было куда, как достаточно. Здесь необходимо отметить, что Николай второй своей политикой втянул Россию в 1904 году в войну с Японией, которая закончилась поражением России и, как следствие, революцией 1905 года, а затем, не сделав никаких выводов, довел дело до войны с Германией в ходе которой
безответственно отрекся от престола при полном согласии тогдашнего высшего духовенства, армии и гражданского общества, т.е. практически все, говоря политкорректно, возжаждали перемен, а не политкорректно – предали царя, кроме корпуса жандармов, оставшегося верным престолодержателю до последнего, в ходе чего корпус был уничтожен практически весь и по этой причине из бывших
жандармов очень малое число участвовало в контрреволюции и Гражданской войне. 
В последующем и иерархи РПЦ признали, что не всё было праведно в делах РПЦ: так, Вениамин (Федченко), митрополит в своем труде «Россия между верой и безверием», бывший епископ армии и флота при штабе Врангеля, будучи в эмиграции, так писал о событиях Гражданской войны: «У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. Можно не соглашаться с
большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера. Правда, они готовились к этому десятилетия. А что же мы все (и я, конечно, в том числе) могли противопоставить им со своей стороны? Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной
собственности», Учредительное собрание или Земский собор, который каким-то
чудом все-все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же
при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы
увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин
провала всего «белого движения» - его безыдейность! Наша бездумность! Если бы
мы глубоко всмотрелись в исторический процесс, изучили его, поняли – тогда?...
Тогда, вероятно, мы просто отказались бы от этого анти-исторического движения на него. Но мы не хотели думать, не могли думать: шли по инстинкту, по привычке, ощупью» и в итоге пришлось пожать то, что сами и посеяли, заблудившись в дебрях Истории, потому что:«Путь промысла Его Неведом потому, Что вера есть в него, Но веры нет Ему!» (Ф. И. Тютчев) .
 Естественно, не все представители РПЦ были такими: «...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей
рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорина (о нем будет рассказано ниже), он идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя". (Ссылка: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105.) и далее: «В среде их, например, находятся знаменитый священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди; обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками совдепа и, если надо, умереть за него. Его последователь –
священник Вашкорин, действуя по стопам учителя, призывал записываться в Красную армию и сам первый начертал свое имя.» (Доклад помощника командира 32-го Канского сибирского стрелкового полка начальнику штаба иркутского военного округа 4.3.1919). 
Советская власть прекрасно знала историю РПЦ и действовала соответственно, взяв под защиту, до времени, тех, кого РПЦ угнетала разными способами со стародавних времен: не православных христиан и иже с ними, которые Советы поддержали и было бы странно, если бы этого не произошло. Но вопрос не в том, кого поддержали неправославные христиане, вопрос в том, по каким причинам РПЦ не поддержала Советскую власть, при том, что граждане в свою очередь не поддержали РПЦ? — ответ в поговорке: «попов много, священников не сыскать», поэтому История свершилась так, как свершилась и все сестры получили по серьгам.

А как же дела обстоят сейчас? Так же, как всегда: «Изгоняющий Breguet Как на сайте РПЦ зачищали фотографии с часами Патриарха Кирилла» по: https://www.compromat.ru/page_31970.htm  и «Скандальный священник объяснил наличие дорогих часов у патриарха Кирилла» по: https://ura.news/news/1052420113,т.ч. и вопросы остались и проблемы не сняты. 

Интересно, как повторится История очередной раз?
 
Форум » Форум на Минусинской Мере » Религия и вероучение РПЦ » СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (СССР Большевики РПЦ Религия Власть Большевики Идеология)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz