При ознакомлении с материалом:«СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН (1918– 1937 г.г)» (Автор: Чепелев Л.А.) по:
https://mmera.ucoz.ru/forum/7-3628-1было обращено внимание на то, что, во-первых, автор не приводит ни одной ссылки
и ни одного документа по разсматриваемой теме и, во-вторых, не разсмотрены
причины такого состояния дел в те, теперь уже относительно далекие времена.А т.к. из песни слов не выкинешь, целесообразнократко разсмотреть отношения РПЦ с государством, начав с реформ патриарха
Никона в 50-х и 60-х годах 17 века при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, которые в результате привели к расколу РПЦ и конфликту с царской властью. Самое интересное, что святые дореформенной РПЦ так и остались святыми у реформаторов, а та часть тогдашнего общества, которая не согласилась
с реформаторами ударилась, сохраняя старую веру, в бега по необъятным долам и весям России, в которых и сохраняется до сих пор в Сибири, Туве, Алтае и т.д. блюдя веру и уклад предков. Есть основания полагать, что особой пользы тогдашнему обществу реформаторство не принесло, но результаты сказываются до наших дней, т.к. общины староверов, старообрядцев и других толков сохранились до наших времен, а сам Никон в 1666 году был извержен из патриаршества и стал простым монахом (См:
https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html). К воцарению Петра первого в РПЦ накопилось столько проблем, что Петр в 1721 г. учредил Святейший Синод, просуществовавший 200 лет,со всеми вытекающими для государства и РПЦ.
Короче, для прояснения вопроса целесообразно изучить книгу «ТАЙНА СВЯТЫХ Введение в Апокалипсис» П.К.Иванова и многое прояснится. Но то дела давно минувших дней, а как обстояли дела чуть более ста лет назад, после того, как тогдашние либерало-демократизаторы всех мастей, течений,
толков, направлений и ересей организовали отречение царя с молчаливого согласия в т.ч. высшего духовенства можно понять,прочитав следующее: «Сегодня с утра огромные, нескончаемые шествия с военными оркестрами во главе, пестря черными знаменами, извивались по городу, собрав по больницам двести десять гробов, предназначенных для революционного апофеоза. По самому умеренному расчету число манифестантов превышает девятьсот тысяч. А между тем, ни в одном пункте по дороге не было беспорядка или опоздания. Все процессии соблюдали при своем образовании, в пути, при остановках, в своих песнях, идеальный порядок. Несмотря на холодный ветер, я хотел видеть, как они будут проходить по Марсову полю. Под небом, закрытым снегом и разрываемым
порывами ветра, эти бесчисленные толпы, которые медленно двигаются, эскортируя красные гробы, представляют зрелище необыкновенно величественное. И, еще усиливая трагический эффект, ежеминутно в крепости грохочет пушка. Искусство инсценировки врожденно у русских.
Но что больше всего поражает меня, так это то, чего недостает церемонии: духовенства. Ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста. Одна только песня: _Р_а_б_о_ч_а_я_ _М_а_р_с_е_л_ь_е_з_а. С архаических времен святой Ольги и святого Владимира, с тех пор, как в истории появился русский народ, впервые великий национальный акт совершается без участия церкви. Вчера еще религия управляла всей публичной и частной жизнью; она постоянно врывалась в нее со своими великолепными церемониями, со своим обаятельным влиянием, с
полным господством над воображением и сердцами, если не умами и душами. Всего несколько дней тому назад эти тысячи крестьян, солдат, рабочих, которых я вижу проходящими теперь передо мной, не могли пройти мимо малейшей иконы на улице без того, чтобы не остановиться, не снять фуражки и не осенить груди широким крестным знамением. А какой контраст сегодня! Но приходится ли этому удивляться? В калейдоскопе идей русский всегда ищет крайнее, абсолютное.» («Царская Россия накануне революции», Государственное издательство,Москва — Петроград, 1923г. Морис Палеолог, бывший французский посол, по:
https://web.archive.org/web....ttp)
Это состояние дел очень хорошо уловил А.Блок в своей поэме «Двенадцать»:
«Что́ нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..» (1918)
Иосиф Волоцкий (1439 — 1515),почитаемый святым русской православной церковью писал: «Царь, по своей природе, подобен всякому человеку, а по своей должности и власти подобен Всевышнему
Богу». Волоцкий не провозглашал безгрешность царской власти, как его воззрения пытаются истолковывать в РПЦ,т.к. самого царя Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, — и царь
подзаконен, и только в пределах Закона Божия и заповедей обладает он своей властью. А неправедному или “строптивому” царю вовсе и не подобает повиноваться, он даже и не царь:“таковый царь не Божий слуга, но диавол, и не царь, а мучитель”», но не вняли, хоть времени было куда, как достаточно. Здесь необходимо отметить, что Николай второй своей политикой втянул Россию в 1904 году в войну с Японией, которая закончилась поражением России и, как следствие, революцией 1905 года, а затем, не сделав никаких выводов, довел дело до войны с Германией в ходе которой
безответственно отрекся от престола при полном согласии тогдашнего высшего духовенства, армии и гражданского общества, т.е. практически все, говоря политкорректно, возжаждали перемен, а не политкорректно – предали царя, кроме корпуса жандармов, оставшегося верным престолодержателю до последнего, в ходе чего корпус был уничтожен практически весь и по этой причине из бывших
жандармов очень малое число участвовало в контрреволюции и Гражданской войне.
В последующем и иерархи РПЦ признали, что не всё было праведно в делах РПЦ: так, Вениамин (Федченко), митрополит в своем труде «Россия между верой и безверием», бывший епископ армии и флота при штабе Врангеля, будучи в эмиграции, так писал о событиях Гражданской войны: «У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. Можно не соглашаться с
большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера. Правда, они готовились к этому десятилетия. А что же мы все (и я, конечно, в том числе) могли противопоставить им со своей стороны? Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной
собственности», Учредительное собрание или Земский собор, который каким-то
чудом все-все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же
при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы
увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин
провала всего «белого движения» - его безыдейность! Наша бездумность! Если бы
мы глубоко всмотрелись в исторический процесс, изучили его, поняли – тогда?...
Тогда, вероятно, мы просто отказались бы от этого анти-исторического движения на него. Но мы не хотели думать, не могли думать: шли по инстинкту, по привычке, ощупью» и в итоге пришлось пожать то, что сами и посеяли, заблудившись в дебрях Истории, потому что:«Путь промысла Его Неведом потому, Что вера есть в него, Но веры нет Ему!» (Ф. И. Тютчев) .
Естественно, не все представители РПЦ были такими: «...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей
рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорина (о нем будет рассказано ниже), он идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя". (Ссылка: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105.) и далее: «В среде их, например, находятся знаменитый священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди; обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками совдепа и, если надо, умереть за него. Его последователь –
священник Вашкорин, действуя по стопам учителя, призывал записываться в Красную армию и сам первый начертал свое имя.» (Доклад помощника командира 32-го Канского сибирского стрелкового полка начальнику штаба иркутского военного округа 4.3.1919).
Советская власть прекрасно знала историю РПЦ и действовала соответственно, взяв под защиту, до времени, тех, кого РПЦ угнетала разными способами со стародавних времен: не православных христиан и иже с ними, которые Советы поддержали и было бы странно, если бы этого не произошло. Но вопрос не в том, кого поддержали неправославные христиане, вопрос в том, по каким причинам РПЦ не поддержала Советскую власть, при том, что граждане в свою очередь не поддержали РПЦ? — ответ в поговорке: «попов много, священников не сыскать», поэтому История свершилась так, как свершилась и все сестры получили по серьгам.
А как же дела обстоят сейчас? Так же, как всегда: «Изгоняющий Breguet Как на сайте РПЦ зачищали фотографии с часами Патриарха Кирилла» по:
https://www.compromat.ru/page_31970.htm и «Скандальный священник объяснил наличие дорогих часов у патриарха Кирилла» по:
https://ura.news/news/1052420113,т.ч. и вопросы остались и проблемы не сняты.
Интересно, как повторится История очередной раз?