Экономика и политика: итоги года
Незавидные итоги
Анализ результатов деятельности власти в истекшем году не вызывает особого оптимизма, несмотря на некоторое оживление в экономике: ВВП вырос за год примерно на 3,2%, объем промышленного производства – на 8,3%. Внешнеторговый оборот вырос на 33,3%. Это, пожалуй, и всё, что можно занести в актив правительства, хотя эти достижения так и не дотянули до уровня предкризисного 2008 года. Более того, они в значительной мере "съедены" инфляцией, которая составила за год почти 9%. Экономика страны продолжает крепко сидеть на нефтегазовой игле. Более 40% ВВП создается за счет экспорта сырья. Рост цен на энергоносители в 2010 году и обеспечил в основном некие ее положительные сдвиги. Идея президента о модернизации экономики, похоже, забалтывается. В стране у власти достаточно много людей, которые выступают против модернизации, продолжая настаивать на сырьевой экономической модели, надеясь на воссоздание благоприятной докризисной ситуации. Те, кто выкачивает из России баснословные барыши, вовсе не заинтересованы тратить деньги на обновление оборудования и внедрение новейших технологий. Бизнес имеет доходы через рост цен и тарифов, и пока будет сохраняться эта ситуация, потребности в совершенствовании продукции, в научных разработках, в совершенствовании производства не будет. Это, в частности, подтверждается тем, что в стратегии развития России до 2020 года предусмотрен рост всех тарифов на 8–30% ежегодно. О каких новациях можно мечтать, если само государство обеспечило безбедное существование этим компаниям на 10 лет вперед? Зачем им заказывать дорогостоящие научные разработки, если доход уже гарантирован?! Проще выжать всё из той технологической базы, что досталась в наследство от советского времени, а далее хоть трава не расти.
Россия всё больше и больше отстает в технологическом и техническом отношении от развитых стран. Например, машинного оборудования в нашей стране производится в 80 раз меньше, чем в Японии, и в 30 раз меньше, чем в Китае. Продолжается процесс не только морального, но и физического износа машин и оборудования. Полностью изношенные основные фонды предприятий составляют почти 14%. Затраты наших компаний на НИОКР ничтожны. Общие расходы в России на эти цели составляют около 1% ВВП, в то время как в США – 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле – до 4,5%. При этом необходимо помнить о разнице уровней ВВП России и, например, США. Без решительного изменения экономической модели наша страна окончательно закрепится в статусе сырьевого придатка не только "традиционных" мировых держав, но и Китая. До сих пор в стране так и не появилось устоявшегося понимания смысла и содержания модернизации. Инициаторы этой идеи, кажется, не понимают, что модернизацию нельзя осуществить методом единичных научно-технологических прорывов типа Сколково без мощной промышленности, без реиндустриализации, без восстановления в России индустрии на сугубо современной основе. Второе, что необходимо было бы давно понять инициаторам идеи модернизации, что их замысел заранее обречен на провал, если параллельно не проводить политику на демократизацию общественной жизни. Сегодня в России эта политика приобрела отрицательный вектор или, в лучшем случае, остается в замороженном виде. Например, судебная система так и не приобрела независимость. По словам президента Д. Медведева, более 80% граждан России не верят в справедливость суда. Законодательная власть, как правило, беспрекословно выполняет волю руководства даже в тех случаях, когда очевидна абсурдность и непродуманность, вредность поступающих установок. Некоторые политические лидеры "Единой России" договорились до того, что стали всерьез утверждать, что, дескать, Государственная дума – это "не место для дискуссий". Как говорится, дальше ехать некуда!
Кризис российского села
В тяжелейшем положении продолжает оставаться русская деревня и весь агропромышленный комплекс страны. Отрасль теряет свой технический и технологический потенциал. В 27 раз сократилось производство тракторов, в 15 раз – зерноуборочных комбайнов, в 14 раз – кормоуборочных комбайнов. Другими словами, производство сельхозтехники переведено на штучное изготовление. При этом технологическое оборудование производственных мощностей изношено на 70–75%. Технический уровень и качество изготовляемой техники остаются крайне низкими. По этой причине сельские товаропроизводители несут серьезные потери, которые оцениваются величиной ежегодной упущенной прибыли в 275 млрд рублей.
Энергообеспеченность на селе по сравнению с советским периодом на 1 га пашни снизилась в 2 раза. Наличие тракторов уменьшилось в 2,7 раза, зерноуборочных комбайнов – в 2,9 раза, кормоуборочных – в 4,8 раза.
Земля деградирует от упрощенных технологий сельхозпроизводства и недостатка удобрений, внесение которых сократилось в 5 раз. Из 15 млн тонн минеральных удобрений, производимых в стране, на нужды отечественного АПК используется только около 2 млн тонн, остальное идет на экспорт. Крайне ослаблена научно-техническая база отрасли. Прекратили существование десятки ведущих отраслевых институтов, в том числе такие как НАТИ, ВИСХОМ, ВНИИКОМЖ, НИИтракторсельмаш и др. Упразднены многие конструкторские институты и бюро. В тяжелом финансовом положении находится и РАСХН. В 2010 году продолжились попытки разорения опытных хозяйств ряда научно-исследовательских институтов в Москве и Московской области, в Ленинградской области, в Сочи и на Дальнем Востоке. Во многом по этим причинам производительность труда в сельском хозяйстве России в 10–15 раз ниже, чем, например, в Канаде, США или в странах ЕС.
Село остро нуждается в квалифицированных кадрах, подготовка которых практически свернута в стране. Сегодня на селе осталось 1,2 млн рабочих, из них 282 тысячи – механизаторы.
При этом сельское хозяйство, по сути, финансируется по остаточному принципу. На нужды села из федерального бюджета выделяется около 1% его расходной части. Вступление России в ВТО, о чем уже как о решенном вопросе в августе 2010 года заявила министр сельского хозяйства, снижает эту поддержку еще в 2 раза. Это уже нашло отражение в принятых федеральных бюджетах на текущий 2011 год и на предстоящие 2012 и 2013 годы.
Правительство так и не разработало целостную комплексную программу развития АПК, а отдельные так называемые федеральные целевые программы по селу зачастую финансируются в лучшем случае на 50–60%.
В стране продолжает обостряться продовольственная безопасность. Производство мяса по сравнению с советским периодом снизилось с 10,1 млн тонн до 6,7 млн тонн, молока – с 55,7 млн тонн до 32,5 млн тонн, зерна – с 117 млн тонн до 61 млн тонн в 2010 году. Сегодня в Россию вынужденно завозится около 50% продуктов питания, причем не всегда хорошего качества. На эти цели затрачивается почти 40 млрд долларов. В текущем году эта сумма может значительно вырасти, главным образом из-за поразившей страну засухи.
Село находится в тяжелейшем финансовом положении. Причина тому в основном – диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также высокие ставки кредитования. Закредитованность села, даже по признанию министра сельского хозяйства Е. Скрынник, достигла почти 1 трлн. рублей, хотя многие эксперты называют цифру в 1,2 трлн. рублей. Только за счет диспаритета и кредитования из деревни выкачиваются нуворишами миллиардные барыши, обрекая крестьян на выживание или разорение.
Разорение, банкротство и разграбление почти половины колхозов и совхозов привели к тому, что теперь значительная часть продуктов сельского хозяйства производится в подсобных хозяйствах населения. В частности, ими выращивается 84,3% картофеля, 72% овощей, 48,2% крупного рогатого скота, 34,1% свиней, 51,9% овец. Поголовье всех видов животных существенно сократилось. Например, крупного рогатого скота на конец 2010 года в России осталось всего лишь 20,5 млн голов, из них коров – 8,8 млн голов. Свиней осталось 18 млн голов, а овец – 2,4 млн голов. При этом тенденция на снижение поголовья скота сохраняется.
На селе господствуют нищета и безработица. Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 50% к среднероссийскому уровню. Село вымирает. С лица земли исчезло почти 30 тысяч сельских поселений. Из 117 тысяч сохранившихся деревень в 20 тысячах проживает по 8 и менее человек. Продолжается разрушение инфраструктуры села. В настоящее время по сравнению с 1990 годом уменьшилось в 2 раза число детских дошкольных учреждений, участковых больниц, в 6 раз уменьшилось количество клубов и домов культуры. Отсюда проблема не только медицинского обслуживания, но также использования свободного времени, особенно молодежи. Результатом такой политики на селе стало пьянство, наркомания, рост миграции молодежи. Вместе с тем в значительной степени именно на селе зреют гроздья народного гнева против политики власти на удушение русской деревни, а значит, и русской культуры, традиций, души русского человека.
Финансовое зазеркалье
Проблемное состояние экономики страны, как в зеркале, отражается в финансовой сфере. Да, ВВП вырос. Но за счет чего вырос ВВП? В основном за счет роста цен на нефть и газ. Дефицит бюджета составил почти 5% ВВП. Резервный фонд сократился до 1,2 трлн. рублей. Увеличился государственный долг, главным образом за счет внутреннего долга. Внешний корпоративный долг превысил 500 млрд долларов. Рост государственного долга неизбежно ведет к увеличению сумм на его обслуживание. В 2010 году на эти цели затрачено более 280 млрд рублей. Долг ложится тяжелым бременем на плечи следующих поколений.
Чтобы хоть как-то справиться с нарастающим клубком финансовых проблем, правительство распродает остатки государственной собственности. По сути, возобновляется варварская приватизация 90-х годов. На рынок выбрасываются лучшие объекты экономики, такие как Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), "Транснефть", "Роснефть", "Зерновая компания", "Аэрофлот", "Связьинвест", "Совкомфлот", "РусГидро" и т.д. Другими словами, страну пускают с молотка, в то время как эти успешные предприятия, компании и банки могли бы приносить государству значительные доходы. Возникает естественный вопрос: а что же будет делать правительство, когда оно распродаст всё имущество? Как оно собирается содержать после этого армию, финансировать науку, образование, здравоохранение, выплачивать пенсии? Или оно планирует продать и своих граждан, как некогда продавали крепостных, вместе с землей и ее богатствами? Власть экономит на социальной сфере, сокращая ее финансирование, на детях, очередь дошла и до студентов, что следует из слов помощника президента г-на Дворковича, заявившего о возможном лишении студентов даже их нищенских стипендий.
Власть, отстаивая интересы капитала, решение финансовых проблем переносит на плечи трудящихся и трудовых коллективов. Дополнительные доходы снова складируются в фондах. Вместо использования этих средств на нужды экономики и социальной сферы страны появляются новые налоги, такие, например, как налог на недвижимость, обязательное страхование жилья. Повышается социальный налог. Повышение на федеральном уровне страховых взносов в государственные социальные фонды резко увеличивает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Это смерти подобно для среднего и малого бизнеса. Как говорится, заплати налоги и умри! При укоренившейся в России практике уплаты налогов неизбежен частичный уход заработной платы в тень. А это значит, что регионы могут не получить планируемые доходы от подоходного налога, усложняя и без того критическую ситуацию с обеспечением финансирования бюджетных затрат во многих регионах. Нужно ли доказывать, на ком скажутся выпадающие доходы региональных бюджетов?
Проводимая властью денежно-кредитная политика выражает интересы в первую очередь международных валютных институтов, таких как МВФ, и олигархической «элиты», прихватившей природные богатства России и лакомые куски общенародной собственности. Стоит только обратить внимание, где хранятся наши золотовалютные резервы. Это банки стран Запада. Хранятся они там под 3–4% годовых, в то время как кредиты для российских производителей на Западе можно получить под минимум 7-8%. При этом наши резервы постоянно обесцениваются из-за бесконтрольного печатания долларов Соединенными Штатами Америки. Фракция КПРФ неоднократно предлагала свое видение формирования денежно-кредитной политики государства, которая бы учитывала интересы всех слоев общества, и в первую очередь трудового народа, создающего материальные и духовные ценности. Оно включает пополнение бюджетных средств через национализацию природных богатств, реформирование налоговой и банковской системы, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и ответственности за результаты денежно-кредитной политики. Только введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда олигархи платили бы не 13% от дохода, как и любой рабочий или крестьянин, а 25–40%, могло бы минимум в два раза увеличить доходную часть федерального бюджета.
К сожалению, власть не желает прислушаться к нашим доводам, продолжая свой путь в никуда. Тем не менее мы уверены, что сама жизнь заставит к ним вернуться, ибо только реализация нашей программы может спасти страну и ее народ от катастрофы.
Метастазы коррупции
Продолжается бегство капитала из России. По данным ЦБ РФ, в течение 2010 года чистый отток иностранного капитала составил почти 40 млрд долларов. И это неудивительно. Растущие политические риски поставили Россию в один ряд с такими странами, как Пакистан и Судан, по степени нежелательности ведения бизнеса. В течение года Россия поднялась с 15-й строчки рейтинга на 10-е место в списке стран с так называемым экстремальным риском для ведения бизнеса. Первое место в этом списке занимает Сомали. В первую десятку входят Судан, Конго, Ирак, Афганистан, Пакистан. Замыкает десятку наша страна.
Государственный механизм захлестнули метастазы коррупции снизу доверху и сверху донизу. Это вынужден признать и президент страны. В течение 2010 года Д. Медведев четыре раза проводил Совет по противодействию коррупции. Для президента борьба с коррупцией – не просто тема для обсуждения трагической ситуации в России, это – его личный приоритет, обещание, которое он дал избирателям, идя на выборы. А значит, что с приближением очередных президентских выборов эта тема для него становится с каждым днем актуальнее.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, такие как антикоррупционная экспертиза принимаемых законов, декларирование госслужащими своих доходов, контроль за доходами и расходами госслужащих и др., ситуация не только не исправляется, а, наоборот, усугубляется. Председатель Счетной палаты РФ С. Степашин обнародовал сумму в 580 млрд рублей финансовых нарушений госчиновников, 200 млн рублей украдено при подготовке Олимпиады в Ванкувере. Начали разбираться с теми, кто пытается «распылить» госсредства, отпущенные на Олимпиаду в Сочи, подготовку саммита АТЭС во Владивостоке и даже на подготовку чемпионата мира по футболу 2018 года. Если к этой сумме приплюсовать 1 трлн. рублей, разворованный при госзакупках, то получится, что в 2010 году, как минимум, пятая часть федерального бюджета была «приватизирована» чиновниками.
Жулье массово уводит наворованное через учреждение фирм-однодневок. Указания президента в этой части не выполняются, игнорируются. Оказывается, президент давно распорядился подготовить правительству законопроект об ответственности чиновников, кто учреждает и использует такие фирмы, но документа до сих пор нет. Первое место по коррупционным преступлениям занимают представители правоохранительных органов – МВД, прокуратуры, Следственного комитета – 34%. На втором месте Вооруженные силы – 15%. На третьем – органы местного самоуправления. На четвертом – органы Минздравсоцразвития. В 2010 году за коррупцию к уголовной ответственности привлечено 120 следователей, 12 прокуроров, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов и один депутат Государственной думы. Всего свыше 10 тысяч человек. Министр внутренних дел Р. Нургалиев заявил, что количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах в 2010 году выросло на треть по сравнению с 2009 годом. Понятно, что это капля в море от тех реальных масштабов коррупции, которые на самом деле имеют место в обществе. Общество полностью прогнило. Даже официальная статистика показывает, что процесс гниения ускоряется. Если в 2007 году расследовалось 11 тысяч коррупционных преступлений, то в 2008 году – 12 тысяч, в 2009 году – 13 тысяч, в 2010 году только за 9 месяцев уже расследовалось свыше 11 тысяч подобного рода преступлений.
Преступность, участниками которой являются правоохранительные органы, – это весьма печальная и опасная вещь. Это показывает глубокую деградацию власти, что вызывает большие сомнения в возможности справиться со спрутом коррупции. Ибо кто-то во власти должен быть «чистым», чтобы бороться со злом. А таких «чистых», похоже, с каждым днем становится всё меньше. Ну, о чем можно говорить, когда главного начальника по борьбе с организованной преступностью арестовывают за взятку почти в 50 миллионов долларов! И если борьба с коррупцией не приносит очевидных результатов, значит, по существу, никакой системной борьбы не ведется, несмотря на политическую волю президента.
Коллапс ЖКХ
Еще одна проблема, на которую в 2010 году был вынужден обратить внимание президент, – это проблема ЖКХ. «Пройдет еще 5–7 лет, – сказал президент, – и в системе ЖКХ может наступить коллапс». Однако наступление этого «коллапса» мы уже сегодня видим ежедневно. Это и сосульки-убийцы, и непроходимые улицы, заваленные снегом, и постоянные аварии систем водо- и теплоснабжения, и протекающие, падающие на голову потолки, крыши и т.д. В системе ЖКХ, как и во всех остальных отраслях, "рынок" ничего не отрегулировал и не улучшил, а только обострил проблемы. Инженерное хозяйство отрасли не ремонтируется с советских пор. Мизерных государственных средств не хватает, а на средства граждан эту работу произвести невозможно. Сегодня 70% сетей подлежат полной замене. Почти 20% теплоэнергетического оборудования изношено полностью. Средний износ оборудования отрасли достиг 60%.
Жилье, располагающее основными удобствами, т.е. благоустроенное жилье, составляет 64%. Остальное жилье неблагоустроенное. В неблагоустроенном фонде проживает более 43 млн человек, т.е. каждая 4-я семья.
Ветхий и аварийный жилой фонд составляет почти 100 млн кв. м, или 3,2% общей площади жилого фонда. С 1990 года ветхий фонд увеличился в 3 раза, аварийный фонд увеличился в 6 раз. На этой площади проживает более 5 млн человек. Ликвидация непригодного для проживания жилья ведется черепашьими темпами. За 2002–2010 годы переселено из ветхого жилья 43 тысячи семей из более чем 2 миллионов, стоящих в очереди. Для того чтобы переселить людей из трущоб в нормальные условия при существующем подходе потребуется почти два столетия.
Обеспеченность жильем на 1 человека сегодня в стране едва составляет 20 кв. м общей площади. Мы уступаем по этому показателю не только странам Европы, но и нашим ближайшим соседям – Украине, Белоруссии и Молдавии. В очереди на получение квартиры стоят 4,5 млн семей. В 2010 году, например, запланировано построить 60 млн кв. м жилья. Но за 9 месяцев было построено только 33 млн кв. м. За полугодие построено 26 млн кв. м, из которых только 13,8 – новое жилье, остальное – реставрированное. При этом из нового жилья около 12 млн кв. м построено на средства граждан. Это говорит о том, что при существующем подходе жилищная проблема не будет решена никогда, ибо ввод нового жилья не сможет поспевать за его износом.
Правительство сделало ставку в жилищном строительстве на ипотеку. Однако надежды правительства не оправдались по многим причинам. Во-первых, из-за чрезвычайно высоких цен на жилье. Рынок жилья находится в руках перекупщиков, которые присваивают половину выручки от продажи жилья. Во-вторых, из-за высоких процентных ставок по кредитам и грабительской системы страхования. При этом надо помнить, что стоимость ипотечного жилья при существующих ставках фактически удваивается. Критическая ситуация в ЖКХ сложилась во многом из-за практически полного ухода государства из этой сферы. Прежде всего это выразилось в резком снижении финансирования отрасли. По сравнению с советским временем финансирование из федерального бюджета сократилось на два порядка. Фракция КПРФ в Государственной думе, осознавая важность коммунального хозяйства, постоянно давала свои предложения по финансовой поддержке ЖКХ. Объемы этой поддержки, начиная с 2001 по 2008 год, составляли от 350 до 750 млрд рублей, в то время как государство выделяло от 40 до 70 млрд рублей. Однако наши предложения парламентское большинство «Единой России» вкупе с Минфином регулярно отвергали, ссылаясь на отсутствие средств. С 2008 года под нашим нажимом финансовая поддержка несколько выросла, но не настолько, чтобы можно было успокоиться. В бюджете на 2011 год правительство выделило на нужды коммунального хозяйства около 197 млрд рублей. Сумма как будто бы внушительная, но в сложившейся ситуации этих денег уже явно недостаточно.
Обращение внимания президента Российской Федерации на тяжелейшую ситуацию в ЖКХ, обсуждение этой темы во время его встречи с лидерами фракций в Государственной думе в конце ноября 2010 года породило надежду на возможность принятия со стороны власти каких-то кардинальных решений. Ожидалось, что эта тема займет важное место в Послании президента Федеральному Собранию. Но ожидания оказались напрасными. Тема ЖКХ в часовом выступлении президента заняла несколько секунд и вместилась в две строчки. «Совсем недавно мы эту тему обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии, в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный сектор. Необходимые поручения на эту тему я уже дал». После сказанного стало совершенно понятным, что положительных сдвигов в данной сфере не будет. ЖКХ продолжит деградировать. Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь олигарх или просто капиталист за свои деньги занялся заменой труб, ремонтом прохудившихся крыш, провалившихся полов, сгнивших водопроводов, неработающих бойлерных, изношенных до предела очистных сооружений и т.д.
Закон и беззаконие
Вообще говоря, анализируя события 2010 года, явно видно, что власть плохо контролирует ситуацию в стране. Отсюда взрывы в московском метро, на железной дороге, постоянные аварии с человеческими жертвами, гибель людей в различных развлекательных учреждениях типа «Хромая лошадь», в лесных пожарах, межнациональных стычках. Этому способствует продолжающаяся практика принятия вредных, непродуманных и даже, как сказал президент, «идиотских» законов. К таким законам прежде всего необходимо отнести закон «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных муниципальных функций». Концепция законопроекта антиконституционна, противоречит основополагающим принципам, закрепленным в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 24, 39, 41, 71, 72, 80, 82, 130–133, 110–114 Конституции РФ. Тем не менее он был принят. Суть концепции закона заключается в том, что для граждан вводится платность при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, при обращениях в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения. Можно понять, что власть испытывает финансовые трудности, но нельзя же при попытке решить какие-то проблемы доходить до абсурда.
Вторым законопроектом, который коренным образом меняет статус бюджетных организаций, является закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон игнорирует статьи 41 и 43 Конституции РФ, предоставляющие право гражданам на бесплатное лечение и образование в государственных и муниципальных учебных и лечебных учреждениях. Наряду с образовательными и лечебными учреждениями законом предусматривается коммерциализировать и другие государственные учреждения, заставить их, вместо того чтобы исполнять государственные функции, зарабатывать деньги на свое содержание. Закон предусматривает внесение изменений в целый ряд законов: "Об образовании", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "Об обороне", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и т.д.
Поправки в эти законы предусматривают изменение статуса указанных государственных учреждений и перевод их в "некоммерческие" организации и федеральные казенные учреждения. Изменение статуса влечет за собой изменение характера их деятельности. То есть, кроме исполнения государственных обязанностей, эти учреждения должны будут зарабатывать деньги на свое содержание. Это относится не только к школам и больницам, но и к вузам, научным учреждениям, музеям и архивам, воинским соединениям, военкоматам, СИЗО, тюрьмам, службам безопасности, внешней разведке, домам для сумасшедших, престарелых и инвалидов, лепрозориям, противочумным станциям…
Принят ряд других законов принципиального значения. В том числе законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке». При заявленном намерении навести порядок в сфере торговли, на самом деле эти законы ничего существенно не меняют. Законы защищают интересы торговцев и обходят молчанием интересы потребителей, на чем настаивала наша фракция. Не решена проблема регулирования ценообразования хотя бы на товары первой необходимости. Важнейший вопрос о ценообразовании, в угоду жуликам, пущен на самотек. Основной критерий установления цен – нажива за счет населения. Наши предложения в виде поправок к данным законам о государственном регулировании ценообразования на товары и услуги жизненной необходимости – товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания), лекарства, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи и т.д. парламентским большинством были отвергнуты. Стоит ли удивляться после этого, что после наступления нового года многие жизненно важные продукты резко подорожали. Например, стоимость бутылки молока, кефира, ряженки достигла 70 рублей, а подсолнечного масла – почти 100 рублей. Это ярко свидетельствует о том, что принятые законы не работают. И никакая ФАС с корпоративным сговором не справится, если на то нет воли власти.
Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных». Внесенные поправки погружают граждан еще глубже в создаваемый электронный ГУЛАГ. Речь вообще-то, по большому счету, идет о внедрении в нашу жизнь так называемых технологий радиочастотной идентификации. Использование этих технологий несет угрозу конфиденциальности информации о личности. А ведь нарушение неприкосновенности частной жизни – это нарушение одного из основополагающих прав человека.
Игнорируя общественное мнение, преследуя призрачную надежду поправить дела в правоохранительных органах за счет переименования милиции в полицию, принят во втором чтении закон «О полиции». По данному закону полицейский всегда прав. Похоже, что планируется превратить нашу страну в полицейское государство.
Кстати, полиция была переименована в милицию во время Февральской революции 1917 года. Новое название далеко не идеальное и потому, что люди помнят, а еще большее число знают о преступлениях «полицаев» на оккупированных территориях Советского Союза в годы Отечественной войны. Но дело не только в переименовании. Можно уверенно сказать, что эта затея ни к чему положительному не приведет. Люди остаются те же, с Марса никого пока что не доставили. Но денег государственных, а вернее народных, «распилят» значительно.
Продолжают оказывать свое негативное влияние на ситуацию в стране и ранее принятые «единороссами» законы. Это законы, по которым разорвали Единую энергетическую систему России, это Земельный, Водный и Лесной кодексы, закон «О техническом регулировании» и т.д.
Именно чубайсовская реформа РАО ЕЭС привела к катастрофическим последствиям в энергохозяйстве страны в последние годы. Передача в частные руки источников энергии и распределительных сетей никак не повлияла ни на объем производства электроэнергии, ни на обещанный приток инвестиций в отрасль, а стала только средством для выкачивания денег из населения и других потребителей посредством, по сути, неконтролируемого роста тарифов.
Приватизация энергетической отрасли закономерно привела к грандиозному провалу в первую очередь в Москве, когда половина огромного мегаполиса оказалась парализована. Наконец, окончательно реформированная РАО ЕЭС под руководством "эффективных менеджеров" лопнула нарывом трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Электроэнергетика – это единственная из системообразующих отраслей экономики, где износ оборудования за последнее время увеличился в два раза.
Даже власть в лице зампреда правительства Игоря Сечина фактически открыто признала, что авария на СШ ГЭС – результат реформы по Чубайсу и жадности "эффективных менеджеров". "Это и утрата связи между структурами в результате реформирования РАО «ЕЭС России», отсутствие координации между Системным оператором и станцией, отсутствие технического контроля на самой станции", – отметил Сечин.
Гибель людей в результате аварии не повлекла за собой уголовной ответственности ни "эффективных менеджеров", ни главного из их числа – Чубайса.
Нынешняя зима показала, что часть энергетического хозяйства, а именно передающие сети, которая как бы находится в собственности государства, доведена до аварийного состояния. Если ситуация не изменится, то можно ожидать, что через 3–4 года, даже при работающих источниках энергии, довести эту энергию до потребителей станет невозможным. Уже сегодня, в создавшейся аварийной ситуации из-за климатических катаклизмов, найти ответственного за линии электропередачи становится весьма затруднительным. Именно поэтому нынешней зимой даже в московском регионе более 200 тысяч населения по несколько суток оставались без электричества, а некоторые населенные пункты до сих пор живут при свечах и керосиновых лампах. Перебои с электроэнергией в Подмосковье вызвали транспортный коллапс на железной дороге и, особенно болезненный, в аэропортах Шереметьево и Домодедово. Тысячи людей, планировавших провести новогодние каникулы в местах отдыха, оказались в ловушке. Приватизированные аэропорты и авиакомпании также оказались не готовыми к разрешению критической ситуации. В результате материальные и моральные потери понесли граждане, но не Чубайс и другие «эффективные менеджеры», «прихватизировавшие» общенародную собственность и не обеспечившие ее нормальную эксплуатацию. Наоборот, многие из них встретили Новый год с комфортом, за рубежом, в ресторанах Куршевеля, подобно сенатору г-же Нарусовой.
Закон «О техническом регулировании» в значительной мере обусловил ряд тяжелых аварий на угольных шахтах, в которых одновременно травмированы и погибли сотни людей. Такими авариями стали, например, авария на шахте «Распадская» в Кемеровской области, которая унесла жизни 90 человек, травмировано более 100 человек, авария на шахтах «Алексеевская», также в Кемеровской области, «Ульяновская», «Юбилейная». Всё это наносит колоссальные материальные потери. Восстановление шахты «Распадская», например, потребует 9 млрд рублей. Но главное – человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.
Несовершенство Земельного, Водного и Лесного кодексов, а также бездумное «реформирование» сельского хозяйства во многом обусловили неспособность власти противостоять летней жаре и пожарам летом 2010 года. За лето текущего года возникло около 30 тысяч пожаров. В итоге погиб урожай на территории двух десятков регионов России, сгорело несколько миллионов га леса, почти полторы сотни сел, тысячи людей остались без крыши над головой, десятки людей сгорели живьем в огне пожарищ. Нанесен колоссальный ущерб экологии. Миллионы людей наглотались вредных веществ, их здоровью нанесен серьезный ущерб. Даже в Москве в июле-августе отмечен ежедневный уход из жизни порядка 700 человек. Это значит, что пожарища удвоили число смертей.
Почему власть оказалась беспомощной перед стихией? Да потому, что бороться с ней нечем. С лопатой и разбрызгивателем воды, напоминающим велосипед
|