Минусинская Мђра Среда, 15.05.2024, 15:16
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум на Минусинской Мере » Наши корни » Якутской авиации 85 лет! (Из истории аэропорта “Хандыга”)
Якутской авиации 85 лет!
МстиславДата: Понедельник, 01.11.2010, 20:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4310
Репутация: 0
Статус: Offline
Якутской авиации 85 лет!
Из истории аэропорта “Хандыга”

История строительства взлетно-посадочной полосы аэропорта "Хандыга" напрямую связана с открытием воздушной перегонной трассы "Аляска-Сибирь": перегон самолетов из США через всю Сибирь на фронт способствовал открытию II фронта в борьбе с фашистскими захватчиками.

Исходя из опыта полетов в первую зиму, была освоена авиатрасса в обход Якутска по более тёплому маршруту: Уэлькаль - Магадан - Киренск -Красноярск.
Это был наиболее длинный и сложный по метеоусловиям (с частыми перепадами температур, туманами, сильными переменными ветрами) участок, поэтому назрела необходимость в очень короткие сроки создать целую сеть основных, промежуточных и запасных аэродромов. К 1942-1943 гг. были реконструированы и построены аэродромы (авиабазы) в Киренске, Марково, Сеймчане, Оймяконе, Якутске, Олекминске. В число запасных аэродромов вошел и авиапорт "Хандыга".

Самолеты, участвовавшие в операции "Ленд-Лиз", не могли, по ряду технических причин, преодолеть место пересечения Черского и Верхоянского хребтов с высотами около 1180 м. В октябре 1942 года группа авиаспециалистов неоднократно пыталась преодолеть Верхоянский хребет, но из-за погодных условий пилоты вынуждены были возвращаться на базу в Якутск. Это был один из самых сложных участков воздушной трассы "Аляска - Сибирь", и с вводом аэродрома "Хандыга" перелеты могли стать менее опасными для экипажей самолетов. Это еще раз доказывало стратегическую важность строительства взлётно-посадочной полосы аэропорта "Хандыга".

Первоначально взлетно-посадочную полосу начали строить в 1942 году на 4-ом километре от поселка Хандыга силами спецконтингента (заключенными).

Практически всю осень и зиму велась тяжелая и кропотливая работа по выкорчевыванию пней, кочек, отсыпке и планировке полосы. Ближе к весне была произведена первая посадка самолетов. Но в июне 1943 г. взлетно-посадочная полоса провалилась - болотистая местность свела на ноль усилия и тяжелый труд строителей.

После длительного поиска принимается срочное решение: начать строительство новой ВПП на участке Магаданской автомобильной трассы (на возвышенности 250 м) в районе с. Теплый Ключ, а дорогу вынести влево от будущего авиапорта, где она сейчас и находится. К концу августа все оборудование, транспорт и рабочая сила перебрасываются на новый участок.

Сроки строительства были крайне напряженными. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью, велась в непролазную грязь, и в дождь, и в снег. На стройке работали не только заключенные, но и вольнонаёмники, трудармейцы, а также немалую помощь оказывало местное население. Засыпали площадку гравием, который завозили из реки Восточная Хандыга. Отдельные участки полосы поднимали до 2-х метров. К сожалению, многие не дожили до наших дней, чтобы поведать нам о тех суровых годах для нашей страны.

Люди жили в палатках и бараках, после короткого отдыха вновь становились на смену. Строили не только взлетно-посадочную полосу, здесь же устанавливались радиопеленгатор, радиостанция, техническое здание и бараки для летного персонала.

Итак, за короткий срок полоса была отсыпана гравием, который возили с речки Восточная Хандыга, дополнительно, с 1 августа по 1 ноября 1943 года, была расширена и укатана ВПП. Полоса была принята комиссией, и в этот же день в авиапорту приземлились первые самолеты. Длина ее была около 700 м (к концу войны увеличилась до 900 м), а ширина - 30 м (на 10 м). Для сравнения: в настоящее время её протяженность составляет 1700 м, ширина 70 м.

Люди, которые работали в этих местах в годы войны, вспоминали, что за короткий зимний световой день надо было посадить, заправить, прогреть и проводить более 30 самолетов. А летом, в белые ночи, проделывая это в два раз больше и быстрее, люди могли отдохнуть лишь 2-3 часа в сутки.

Выполнялось много полетов по разным маршрутам на тысячи километров над тайгой, тундрой, горными хребтами. Во время этих полетов редко удавалось получать сводки погоды и держать радиосвязь, так как метео- и радиостанций в этих местах было крайне мало, а погода здесь быстро менялась из-за резко континентального климата (1° до - 55° зимой, летом до +35°, сильные снегопады осенью, а летом - частые грозы).

Война собирала скорбный урожай не только на фронте. Выполняя воинский долг, гибли люди и вдали от театра боевых действий. Нередко экипажи рисковали своими жизнями и техникой, чтобы довести самолеты до мест назначения, до фронта. За время работы воздушной трассы, обслуживаемой советской стороной, произошла 41 катастрофа перегонных самолетов.

С 70-х годов были созданы поисковые группы, которые и по сей день находят останки самолетов и летчиков и предают их прах родной земле.

Так, в сентябре 1980 г. на ручье Хичигир нашими оленеводами из с. Тополиное были обнаружены останки людей и самолета. Долгие месяцы поиска документов, оружия на месте катастрофы увенчались успехом. Было установлено, что это место катастрофы самолета А-20, в котором, кроме штурмана Сивельгина, погибли летчик В.Г. Лесных и авиатехник Г. Г. Ведмицкий.

9 мая 1983 года на центральной усадьбе совхоза "Томпонский" в с. Тополиное со всеми воинскими почестями состоялись похороны останков погибшего экипажа, и был установлен памятник.

В августе 1945 года воздушная трасса прекратила свое существование. А аэропорт в послевоенные годы в основном выполняет заказы органов НКВД. На север доставляются грузы, необходимые для дальнейшего освоения Севера, расширения строительства Магаданской трассы.
С 1954 года для аэропорта "Хандыга" начинается новая жизнь - он получает статус "восточных ворот Якутии".

Аэропорт - сельский населенный пункт на территории Томпонского района расположен в 75 километрах к востоку от районного центра поселка Хандыга. С 1954 года аэропорт переходит на гражданское обслуживание. Первым начальником гражданского аэропорта был майор Малков И. Н.

В этом же году в аэропорт приехал молодой техник Усманов Аняс Абдулбярович, он окончил Егорьевское авиатехническое училище и был распределен в аэропорт Хандыга. Здесь уже жили семьи Лобановских, Шандыба, Абубикеровых, а также его будущая супруга Нина Андреевна. С его слов, в аэропорту в то время было здание аэровокзала, четыре дома и достраивался пятый. Все службы были в самом здании аэропорта. Имелись гараж и электростанция.

Уже в 70-е годы начинается интенсивное строительство. Строят двухэтажные жилые дома, столовую, клуб "Авиатор", который открылся в 1974 году. Шло время, реконструировалась полоса, организуются службы: летная, диспетчерская, перевозки, авиатехническая и мотослужба. Базируются самолеты: Як-12, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410, вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ми-6, Ми-8. Аэропорт принимает по 70 самолетов в день. И за всем этим стояли люди - их нелегкий и благородный труд.

Вплоть до 90-х годов аэропорт "Хандыга" продолжал работу по перевозке пассажиров, багажа, почты, груза. Выполнялись регулярные и чартерные рейсы, санитарные рейсы, рейсы по лесавиаохране, а также аэропорт осуществляет обслуживание транзитных рейсов. Благодаря тому, что аэропорт "Хандыга" являлся "воротами на восток", он обеспечивал "запасным аэропортом" проходящие рейсы. В 2003 году была установлена новая светосигнальная система, что позволило принимать воздушные суда круглосуточно. На сегодняшний день аэропорт "Хандыга" входит в состав Федерального казенного предприятия "Аэропорты Севера". Коллектив аэропорта продолжает осуществлять аэропортовую деятельность.

1 ноября 2008 года аэропорту "Хандыга" исполнилось 65 лет со дня основания. Работники филиала готовы своим добросовестным трудом приумножать и укреплять достигнутые успехи, так как не мыслят себя без взлетно-посадочной полосы и гула самолетов.

Из воспоминаний Э. А. Герлингера:
"На нашей полосе летом были дни, когда садилось до 70 самолетов. Садились истребители "Аэрокобры", "Кингкобры", бомбардировщики А- 20 "Бостон", Б-25 "Митчелл", транспортные самолеты "Дуглас С-47".
Из воспоминаний Ильиной (Амурской) Клавдии Николаевны:
"Самолеты летали группами по 12 -13 машин с лидером. Если самолеты летали на Якутск, то всегда торопили с раскодировкой погоды в авиапорту "Хандыга". Связь была очень плохая, и это отнимало много времени.
Жили в бараке, было 32 человека. Спали на полках, расположенных как в вагоне. Если ночью проспишь, не подбросив дрова в печь, то волосы примерзали к подушкам. От изнурительной работы мы валились с ног и после смены, под бесконечный гул и рокот взлетающих и садящихся самолетов, засыпали. После войны я еще долго не могла привыкнуть к тишине".

Авиация сокращает время и пространство

Уважаемые работники и ветераны авиации Якутии! От имени Правительства Республики Саха (Якутия) и от себя лично сердечно поздравляю вас с 85-летним юбилеем авиации Якутии!
Демонстрационные полеты маленького самолета "Сопвич" 8 октября 1925 года над городом Якутском заложили основу рождения авиации нашей северной республики и стали предвестником прорыва многовековой транспортной изоляции Якутии от Транссибирской железнодорожной магистрали, от экономически и культурно развитых центров страны.

История становления и развития авиации Якутии наполнена самоотверженным и героическим трудом как в мирное время, так и в суровые годы войны.

Деятельность трассы Аляска-Сибирь, по которой в критический период войны было перегнано около 8 тысяч американских боевых и транспортных самолетов, является одной из достойных страниц истории Республики Саха (Якутия) и её авиации.

Все, чего добилась наша малая и гражданская авиация за годы своего существования - результат самоотверженной работы особых людей - мужественных, талантливых, бесконечно преданных своему делу. В суровых условиях Якутии летчики, штурманы, инженеры, специалисты наземных служб, обеспечивающих полеты, с честью делают свою сложную, исключительно важную и нужную работу, без которой трудно представить жизнь нашей республики.

Авиация сокращает время и пространство, соединяет города и континенты, сближает людей, доставляет жизненно важные грузы. Круглосуточная работа авиаторов не прекращается ни на минуту, она требует высочайшего профессионализма, поскольку сопряжена с большой ответственностью, а порой и с риском.

Хочу выразить особую благодарность ветеранам авиации, которые, не жалея сил и здоровья, внесли неоценимый вклад в дело становления, развития и процветания малой и гражданской авиации Якутии. Они были первопроходцами многих воздушных трасс, поставили "на крыло" нынешнее поколение пилотов, обеспечили преемственность лучших традиций отечественного воздушного флота.

С праздником вас, дорогие товарищи, руководители и специалисты государственных органов управления воздушным транспортом, авиакомпаний, аэропортов, служб организации воздушного движения, учебных заведений и общественных организаций, а также всех, кто причастен к славным делам гражданской авиации Якутии и продолжает её лучшие традиции!
От всей души желаем всем дальнейших успехов в труде, благополучия вам и вашим семьям, здоровья и счастья на долгие годы!



С уважением, Президент Республики Саха (Якутия) Е. Борисов.
 
Форум » Форум на Минусинской Мере » Наши корни » Якутской авиации 85 лет! (Из истории аэропорта “Хандыга”)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz