Минусинская Мђра Пятница, 08.11.2024, 23:28
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Делатель чуда - Роберт Бартини
МстиславДата: Четверг, 21.03.2013, 10:08 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5463
Репутация: 0
Статус: Offline
Александр Бочков. Делатель чуда - Роберт Бартини     В этом году впервые вышел в свет сборник статей Роберта Ороса (Роберта Людвиговича) ди Бартини - выдающегося ученого и великого патриота России.    Итальянский аристократ, влюбленный в русский народ и считавший себя русским. Великий авиаконструктор, опередивший свое время и считавший свои конструкторские достижения не профессией, а увлечением. Человек, всю жизнь старавшийся понять устроение мироздания и создавший целостную научную картину мира, с
течением времени всё более раскрывающуюся в исследованиях последователей и
учеников.

     Из западного мира   земли духовных лилипутов   этот Гулливер в 1923 году добровольно пришёл в страну подобных себе атлантов, держащих на своих
плечах готовый обрушиться небосвод. Попав в Россию, итальянский аристократ
занялся любимым делом   самолетами. Через пять лет Бартини уже имел
звание комбрига, что соответствовало чину генерал-майора.

    Из 77 лет жизни Бартини 51 год прожил в России. Именно Россия,
с ее возвышенной духовной культурой, с ее неизбывной мечтой о справедливости
и всеобщем братстве, оказалась наиболее подходящей средой обитания для
гениального ученого и инженера.

    Бартини понимал, какому былинно-эпическому периоду истории
русского народа он стал причастен.

    В те годы руководство страны с полной самоотдачей развивало
научно-промышленный потенциал страны, предвидя неизбежность военной агрессии
объединенного западного мира против Советской России. За считанные годы надо
было восстановить разрушенную послевоенную экономику, подготовить научные и
инженерные кадры , осуществить индустриализацию, модернизировать сельское
хозяйство. В других странах процесс этот занимал столетия. Советской России
на все это было отпущено менее двадцати лет. Выбора не было: или совершить
почти невозможное, ломая традиционный уклад жизни великой страны, неимоверно
напрягая силы, или смириться с грядущей иностранной оккупацией и тотальным
геноцидом русского народа. Запад должен был прийти в Россию не для того, чтобы
русский народ остался в истории. Трагична была ситуация внутри страны. В
результате Первой мировой и гражданской войн разрушена экономика, произошла
огромная убыль населения, несколько миллионов детей потеряли родителей и
стали беспризорниками. Большинство из них было поглощено уголовным миром. Для
стабильности жизни общества перед войной основная часть уголовников была
изолирована, что легло тяжелым бременем на возрождающуюся экономику страны и
породило миф о "массовых репрессиях". В государственном аппарате,
армии и спецслужбах находилось множество внутренних врагов народа  
космополитов-троцкистов, делавших все возможное для ослабления государства и
его оборонного потенциала. В те годы на одном конце печально известного
Бутовского полигона русские чекисты-государственники расстреливали
троцкистов, о чем знал Сталин, а в это же время на другом конце
чекисты-космополиты, сохранявшие свои позиции в НКВД даже в ходе
многочисленных чисток, самочинно без всяких указаний сверху расстреливали
лучших сыновей нашего Отечества, о чем Сталин мог только догадываться.

    Православная традиция утверждает, что Бог посылает испытания по
силам   по силам как отдельного человека, так и народа. Гигантские
политические и экономические проблемы советской империи для своего разрешения
требовали титанов воли, мудрости, таланта. Такие титаны появились и вошли в
предвоенную русскую жизнь и навечно в русскую историю. Одним из них стал
Роберт Орос ди Бартини. И.В.Сталин сразу оценил его творческий потенциал.

    Уникальные цветы выращивают в оранжереях. Предупреждая
возможный удар врагов по Бартини (вспомним безвременную таинственную смерть в
1940 году Михаила Ильича Кошкина   создателя танка Т-34, лучшего танка
Второй мировой войны), в 1938 году на 10 лет Роберта Ороса ди Бартини
определили в монастырь с насельниками из числа лучших инженерных умов России.
Достаточно сказать, что Бартини жил в одной келье с Андреем Николаевичем
Туполевым. Монастырь был надёжно изолирован от внешнего мира с его соблазнами
и опасностями под ответственность мастера таких проектов   Лаврентия
Берии. Монастырь назывался "Центральное конструкторское бюро   29
НКВД". Для врагов русского народа эта спецоперация выглядела как арест и
осуждение за "связь с Тухачевским и шпионаж в пользу Муссолини".

    В ЦКБ-29 был установлен монастырский режим   веками
отработанная практика нестяжания, воздержания и послушания обеспечивала
максимально возможное раскрытие творческих способностей и талантов, что
полностью соответствовало главному творческому вектору личности Бартини. В
этот период ученый мог бывать в любом уголке нашей огромной страны для
ознакомления с возможностями интересующих его конструкторских организаций.

    Доминантой творчества Бартини было благо нашего Отечества, его
девизом стала фраза: "Красные самолёты должны летать дальше и быстрее
чёрных". Сталинские ассы-соколы не знали этого пожелания, но прекрасно
претворяли его на самолетах, создававшихся в ЦКБ-29... Так каждая клетка
огромного организма советской империи помогала и развивала созидательные потенции
других клеток. Эта кропотливая таинственная работа всех ради всех, эта
общенациональная симфония нашла выражение в особом русском волшебном слове, в
сакральном пароле   ПОБЕДА.

    Закономерно, что основная часть физических и философских
исследований Бартини была проведена в конце 1930-х и в 1940-х годах.

    В ходе работы Бартини благожелательно делился своими мыслями, изобретениями,
готовыми проектами с другими конструкторами, не ожидая слов благодарности и
наград. Щедро передавал свой опыт. Благо подчиненные попадались ему
восприимчивые. Например, талантливый конструктор Сергей Павлович Королев
  Главный конструктор русской космической одиссеи.

    Жизнь духа, жизнь мысли настолько преобладали в Бартини, что, работая, он забывал есть и пить   до полного истощения организма. Для ученого слава, деньги, комфорт не представляли никакой ценности   он их просто игнорировал. Физик, математик и философ, свободно владевший всеми европейскими языками, был прекрасным
пианистом, в короткие минуты отдыха занимался живописью. Бывший офицер Австро-Венгерской империи, попавший в плен в ходе брусиловского прорыва и в
плену изучивший русский язык, Роберт Орос хорошо знал русскую классическую
литературу, историю мировой архитектуры, русскую историю.

    Внешность Бартини соответствовала его внутреннему миру: лоб
мыслителя, выражение лица религиозного аскета, стать древнеримского патриция.

    Много позже награды найдут героя: орден Ленина, орден
Октябрьской революции, медали, звания, мемориальные доски в местах, где жил и
созидал ученый, а главное, глубокое уважение коллег-ученых и последователей.

    Обратимся к авиационным разработкам Бартини. Его научную и
инженерную деятельность в области авиации надо рассматривать как единое
целое. На эту тему известны более 100 публикаций Бартини. Они касаются
авиационного материаловедения и технологии, теоретической аэрогидродинамики и
динамики полета, новым аэродинамическим схемам летательных аппаратов и
силовым установкам, эксплуатации и обобщенным критериям оценки самолетов с
позиций аэродинамики и применения.

    В качестве небольшой части результатов конструкторской и
технологической деятельности Бартини можно привести самолет
"Сталь-7" , установивший мировой рекорд скорости того времени.
Последовавший затем серийный самолет ДБ-240 также установил мировой рекорд
скорости и дальности полета. Таких самолетов было выпущено более трехсот. Три
из них в ночь на 10 августа 1941 года в разгар немецкого наступления бомбили
Берлин.

    Всего на счету Бартини было свыше 60 законченных проектов
самолетов, все они были оригинальными.

    Важное место в творчестве Бартини занимают внеаэродромная авиация и вертикально взлетающие амфибии   самолёты, способные садиться на любую
поверхность: снег, лед, песок пустынь, воду, в том числе штормовые океанские
волны. Разрабатывая проект дальнего арктического разведчика, Бартини поставил на самолет два пропеллера, развернутые носами друг к другу и
вращавшиеся в разные стороны. Пропеллеры были помещены в кольцевой
обтекатель, нижняя часть которого образовывалась корпусом самолета и частично
центропланом, а верхняя самим крылом, которое охватывало силовую установку,
  так называемый "винт в кольце". При этом тяга винтов
возросла на 30%, а лобовое сопротивление сильно уменьшилось. Явление, когда
аэродинамическое сопротивление не мешает, а помогает полету, в научной
литературе назвали "эффектом Бартини".

     При работе над проектом межконтинентального самолета Бартини предложил создать новый тип сверхзвукового крыла   с переменной стреловидностью, то есть кривой передней кромкой, обеспечивающей минимальное аэродинамическое
сопротивление и устойчивость машины на всех режимах полета. Эта идея была использована в конструкции "Конкорда" и Ту-144. Такое крыло в научной литературе
получило название "крыло Бартини".

    Роберт Орос большое внимание уделял изучению и осмыслению
возможностей использования в авиации экранного эффекта. В дальнейшем это
нашло воплощение в отечественных экранопланах.

    Известный авиаконструктор О.К.Антонов назвал Бартини "самым
выдающимся человеком в истории авиации".

    Ряд замечательных проектов Бартини остался нереализованным:
монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой
грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.
    Авиаконструктор М.А.Гурьянов: "Бартини не был авиаконструктором в общепринятом смысле. Он даже простейший узел не мог рассчитать. Зато он был знаком с
невероятным множеством вещей за пределами специальности. Его машины
рассчитывали и чертили другие люди. Бартини   видел. Сядет, глаза
закроет   проходит час, другой... Потом берет карандаш и рисует. Рисовал
он превосходно!"

    Полярный летчик А.Д.Алексеев вспоминал: "Он был из тех,
кто ни на миг не терялся в неожиданно наступивших трудных
обстоятельствах"

    Большинство разработок Бартини значительно опережали своё время. Многие технологические и
конструкторские самолётостроительные идеи Бартини могут быть воплощены только
сейчас, многие   ещё ждут своего воплощения в будущем.

    Общетеоретические воззрения ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприняты и
осознаны через 200-300 лет. Об этом Бартини написал в своем завещании,
предлагая законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197
года.

    Архив Бартини исчез в недрах советских спецслужб. Стала очевидной закономерность в
последовательном бесследном исчезновении оставшихся рукописей, более того,
опубликованных в малотиражных ведомственных изданиях статей ученого. Именно
это обусловило острую необходимость выпуска в свет сборника пока еще доступных
трудов ученого-провидца и сделать его идеи и научные прозрения доступными для
широкого круга отечественных ученых и инженеров.

     На представлении книги в Научно-мемориальном музее
Н.Е.Жуковского собрались крупные ученые-физики, математики, философы,
конструкторы. В своих выступлениях каждый из них освещал новую грань наследия
Бартини, прояснившуюся в результате их собственных многолетних научных
изысканий, размышлений, сопоставлений. Осознание и освоение творческого
наследия Бартини предполагают энциклопедическую образованность исследователя,
способность мыслить предельно широкими естественно-научными и философскими, а
подчас и религиозными категориями.

    Помимо аэродинамических, авиационных, научно-технических задач,
Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами физики, теории
познания, космологии. Особый интерес он проявлял к проблеме действительного
числа измерений нашего пространства-времени. Согласно развитой Бартини
теории, мир измеряется тремя параметрами пространства и одним параметром
времени только в восприятии обыденного человеческого сознания. В
действительности, как считал ученый, физические явления происходят в шестимерном континууме: число
измерений времени и пространства равны. Такой континуум в научной литературе
получил название "мир Бартини". Достижением ученого в физике стало создание концепции сведения массовых (зарядных) характеристик объектов
к геометрическим, пространственно-временным. Суть концепции представляет знаменитая "таблица Бартини". Такой подход позволяет теоретически вычислять фундаментальные
константы с использованием введенных Бартини в научный оборот понятий квантов
пространства и времени. Работы Бартини по теоретической физике были
реализованы в контексте оригинальных исследований и размышлений по гносеологии
и смежных философских областей.

    Таблица Бартини        
    Примечательно, что воззрения Бартини на время как категорию
нашего бытия перекликаются с воззрениями древних православных аскетов, в
частности преподобного Исаака Сириянина   одного из наиболее
проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. На высокой ступени
духовного развития, святости, очищенный от страстных помыслов ум начинает
прозревать одновременно прошлое, настоящее и будущее, воспринимать трехмерное
время. Жизнь святых современников Бартини, в том числе святого преподобного
Серафима Вырицкого и протоиерея Николая (Гурьянова)   тому пример.
Концепцию многомерного времени успешно развивают ряд современных
физиков-теоретиков.

    Черты характера и образ жизни Бартини соответствуют религиозным
представлениям о высокой степени духовного и интеллектуального развития
личности, что, по-видимому, и сделало возможным описываемые уникальные
научно-технические озарения. Бартини мыслил стратегически, концептуально,
сущностно выявляя главное и определяющее.

    Бартини всегда говорил, что он русский. Как же должен быть велик и прекрасен народ,
способный притягивать в орбиту своей судьбы таких добровольных соработников,
как Бартини, настоящий Леонардо да Винчи ХХ века.

    Зачарованный загадкой площадью в одну шестую часть земной суши,
Роберт Орос ди Бартини, подобно древним волхвам, пошёл за русской путеводной
звездой и ни разу не свернул с этого трудного, но прекрасного пути.    http://www.za-nauku.ru/....emid=39         ***
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz